/

Традиционно на майские праздники к нам приезжают россияне. С другой стороны, многие белорусы в мае устраивают мини-отпуска за границей. Но сейчас въехать и выехать из страны нельзя. В нынешних условиях самым привлекательным вариантом провести праздники видится отдых в агроусадьбе — кстати, на эти дни забронировать домик уже сложно. Выходит, агротуризм сейчас живет за счет белорусов. Но устоит ли он без иностранных туристов? Мы выяснили, как видится непростая ситуация самим владельцам усадеб, а также попросили дать прогноз на развитие событий в агробизнесе у эксперта.

Фото: Виктор Малышиц, TUT.BY
Фото: Виктор Малышиц, TUT.BY

«Спрос большой — мы сделали ставку на самоизоляции в деревне»

Владимир и Ирина из агроусадьбы «Владимирская» (Брестская область) говорят, что звонков много, люди интересуются не только маем, но июлем и августом. Нынешний и следующий месяцы уже заняты.

— У нас многопоколенные семьи, молодые хотят уехать из дома, чтобы оградить родителей от опасности. Звонят и врачи, спрашивают о брони на середину лета. Наверное, думают, что к этому времени будут уже свободны от того ужаса, который сейчас творится. Арендой интересуются и айтишники. У них главное требование — интернет. Приезжают сюда со своими компьютерами и работают.

Фото с сайта usadba-brest.by
Фото с сайта usadba-brest.by

У постояльцев нынешнего сезона, читай белорусов, есть небольшие отличия в запросах по сравнению с россиянами.

— Россиянам из мегаполисов в большей степени нужна была тишина. Например, им нравилось любоваться, как взрослые аисты ухаживают за потомством — потом друзьям рассказывали. Или были популярны экскурсии по Бресту или в Пущу — это вообще наш бренд. Местным же гостям больше нравятся активности, например, езда на квадроциклах по лесу — они от этого получают массу удовольствия.

Что касается цен, то они в этом сезоне ниже, чем в предыдущем, но управляющая усадьбой отмечает, что они реалистичны для внутреннего рынка и тем более для региона. Раньше цены были больше ориентированы на российского и иностранного, более платежеспособного туриста.

— Да, заработок уменьшился. Но если цена адекватная, своего клиента ты найдешь. Мы сделали ставку на рекламе «Самоизоляция в деревне», и она сработала. Спрос на усадьбу очень большой.

Прогнозы на поведение бизнеса Ирина и Владимир дают оптимистичные.

— Сезон можно прожить и без россиян и иностранцев. Хотя и тяжеловато будет, если рассчитывать только на нашего туриста.

«Рынок не рухнет, все это временно»

От Ирины Николаевны из агроусадьбы «Аколiца» (Минский район) мы узнали, что на майские праздники места пока есть.

— Сейчас свободно. Что касается лета, у нас есть постоянные гости — это россияне — и они переносят свой приезд. Звонят и говорят, что приедут, когда все разрулится. Белорусы обычно не планируют свой отдых настолько заранее, поэтому летними месяцами еще не интересуются.

Фото с сайта akolica.com
Фото с сайта akolica.com

Цены в усадьбе не поднимали — они остались в белорусских рублях прошлого года.

— Не считаем, что снижением цены сможем дополнительно привлечь гостей. Дело не в дороговизне или дешевизне, а в том, что люди не могут передвигаться.

Ирина Николаевна рассказывает, что кому-то могут отказать в заселении, чтобы разместить остальных постояльцев на расстоянии друг от друга.

— Есть риски, связанные с тем, что происходит. Люди едут в места, где все дезинфицируется, обрабатывается. И где они спокойно будут жить одни. Думаю, что часть гостей исходят из этого.

При этом Ирина Николаевна уверена, что рынок не рухнет.

— Это все временное. Месяца 2−3 нужно, чтобы продержаться за счет белорусов. Да и в принципе у меня оптимистичные прогнозы на все на свете. Да, рынок очень изменится. Многие уйдут. Освободится масса мест. Сезон будет, конечно, другим. Мая и июня, думаю, не будет. Июль — под вопросом.

«У кого-то спрос будет, наоборот, больше, чем обычно»

Артур из агроусадьбы «Порт-Артур» (Витебская область) рассказал, что на майские праздники места освободились — их бронировали россияне. А вот июль и август уже сняты, причем теми же гостями, кто здесь уже отдыхал. И все они — белорусы.

Фото с сайта port-artur.net
Фото с сайта port-artur.net

При этом же цены в белорусских рублях относительно прошлого года повысились — они привязаны к курсу доллара.

— А к пандемии я отношусь спокойно, и с теми, кто сюда приезжал, мы ее не обсуждали. Есть она, но пройдет. Рынок не рухнет. У кого-то из-за сложившейся ситуации, наоборот, будет больше людей, особенно у кого маленькие домики. Думаю, летом спрос все равно будет. Люди пока еще будут остерегаться ехать за границу, будут больше выезжать в усадьбы. Если судить по марту — апрелю, то обычно в эти месяцы народу мало, а в этот раз гостей гораздо больше, чем в прошлые годы.

«Сейчас гостей больше, чем обычно. А на майские мест осталось мало»

Иван Павлович из туристической деревни «Белые луга» (Гродненская область) описывает ситуацию так:

— У нас сейчас людей больше, чем обычно. На майские была бронь для российских гостей — это все отменили. Но часть мест на май уже забронировали белорусы, свободных осталось мало. На лето продолжаются отмены.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY
Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Цены в белорусских рублях стали выше относительно прошлого года в среднем на 10%. «Мы планировали поднять цены еще до всего происходящего. Вирус на это повышение не повлиял», — говорит хозяин.

А вот в бытовые вопросы вирус коррективы внес.

— Обычно мы кормим всех в одном здании, в корчме. Сейчас же постояльцы хотят питаться отдельно, и мы по просьбе гостей доставляем еду в домики.

В этом году будет сложно, но агроусадьбы этот период переживут

А вот мнение Андрея из агроусадебного комплекса «Лесная усадьба» (Минская область):

— Обычно на майские праздники все занято, а в этом году еще остались свободные места. У нас 6 домиков, сильно уединиться не получится, скопление людей какое-то все равно есть. Плюс весна холодная. И, думаю, белорусы боятся покидать свои дома. Что повлияло на спрос? Коронавирус, погодные условия, нехватка денег у людей?

Фото с сайта abramy.by
Фото с сайта abramy.by

Цены, кстати, в белорусских рублях здесь остались на уровне прошлого года. Андрей считает, что в этом году будет сложно. Но агроусадьбы этот период переживут.

— Те, кто раньше ездил за границу, в ту же Прибалтику, никуда не выедут, захотят где-то шашлык пожарить, с семьей уединиться. Они будут оставлять деньги в стране. Но только за разумную цену. Многие будут практиковать длительный отдых.

«Все зависит от размера усадьбы, вложений в усадьбу и серьезности бизнеса»

Председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова говорит, что среди гостей агроусадеб иностранцы у нас обычно составляют 4−5% всех туристов, а россияне — процентов 10.

— Поэтому у нас был и в ближайшее время будет основным туристом наш, местный. И вообще, в сельском туризме так повсеместно. 80−85% — это граждане своей страны. Есть страна-исключение — Италия, там 50% иностранцев. Мы хотим быть такой славянской Италией, но еще не стали.

По поводу наплыва белорусских туристов в усадьбы Валерия Клицунова высказывается скептически.

— Не надо думать, что все сразу рванут отдыхать на усадьбы. Во-первых, народ напуган коронавирусом. Очень многие предпочитают вообще никуда не ехать, не покидать своего жилища. Во-вторых, многие хозяева усадеб напуганы, они решили пока закрыться и переждать это время.

Эксперт назвала и некоторые особенности отдыха в этом сезоне.

— Появилась тенденция снимать отдельно стоящие домики и на продолжительный период. Некоторые туристы соблюдают осторожность: живут в маленьких домиках, им только туда еду доставляют. Но вообще, все ведут себя по-разному в соответствии со своим возрастом, психикой, настроением.

Снимают же бронь на такой вид отдыха не только россияне.

— Снялись школьники — школы тоже всегда ездили в усадьбы. И на каникулы, и на майские, и отмечали конец учебного года. Снялись международные туроператоры, которые хотя бы на один день возили большие автобусные группы на какой-нибудь вечер в белорусской деревне — либо на ужин с музыкой, на мастер-класс по выпечке хлеба или еще какое-нибудь мероприятие. Проведение свадеб и корпоративов — все это тоже снялось.

Очевидно, что сельский туризм переживает кризис, но не такой катастрофический, как туризм международный, говорит эксперт.

— Агротуризм не так сильно завязан на международные цепочки. 4%, которые я назвала, — столько проехало через турфирмы. Но с какой-то стороны сельский туризм и в худшем положении. Допустим, они так не завязаны на поставщиков, они полностью сами по себе. А если усадьба большая, и у тебя 2−3 семьи работают, с чего получать доход? И надо же содержать все это хозяйство. Многие сейчас сделали ремонт. Они понесли большие затраты, чтобы подготовиться к сезону. А у многих было расписано лето. Поэтому все зависит от размера усадьбы, от вложений в усадьбу и от серьезности бизнеса. Если такая усадьба: приедут гости — отлично, не приедут — проживем. И у тебя там свое личное подсобное хозяйство, и ты автономно живешь — это одна история. А если ты сделал серьезную красивую инфраструктуру, вложил очень много, потратил деньги на продвижение, на маркетинг и сейчас облом такой, то тут, конечно, все серьезно.

Валерия Клицунова надеется, что после снятия границ белорусы все-таки начнут путешествовать внутри страны.

— Хотелось бы, чтобы белорусы начали возрождать внутренний туризм. Потом подъедут и россияне. Кстати, они тут есть и сейчас — как-то подпольно проникли, даже не понимаю как. Их достаточно много, и они рады снять усадьбу. Некоторые усадьбы им отказывают, некоторые берут.

Но главный вывод эксперта — неутешительный.

— Сейчас у нас ситуация затишья. Но в общем всем плохо. Понятно, что сельский туризм страдает, как и все, — как средний бизнес и малый. Рестораны, магазины и прочее. Все на грани коллапса. И боюсь, бизнес в нашей стране никто не поддержит. Поэтому каждый будет выживать сам по себе. Я вообще в шоке от этого всего, а в частном бизнесе работаю 30 лет. Все будет уничтожено в одно мгновение. Что касается агротуризма, здесь у нас разные тенденции. Безусловно, у всех большой спад. Те, кто работал на массовые мероприятия, у тех завал серьезный.

-15%
-23%
-40%
-5%
-5%
-10%
-10%
-21%
-40%