• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  2. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  3. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  4. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  5. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  6. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  7. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  8. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  9. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  10. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  11. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  12. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  13. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  14. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  15. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  16. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  17. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  18. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  19. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  20. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  21. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  22. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  23. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  24. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  25. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  26. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  27. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  28. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  29. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  30. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат


/

Еще в 2017 году в Беларуси приняли новый Кодекс о культуре, который внес изменения в оформление рекламных конструкций на исторических зданиях. Главная суть перемен в том, что такие конструкции не должны создавать препятствий для восприятия памятников архитектуры и должны быть выполнены, как правило, отдельными буквами. Но на многих исторических зданиях это и сегодня не так. Почему так происходит, где в этом вопросе не сошлись два министерства и что говорит Генпрокуратура — в материале.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Как вообще появляется реклама на зданиях?

Как правило, чтобы разместить конструкцию на здании, компания, которая занимается рекламным бизнесом, получает разрешение — паспорт рекламы. Для более объемных конструкций срок его действия, как правило, пять лет, для менее объемных — три года.

Согласовывает размещение конструкции и выдает паспорт рекламы местный исполком. В итоге не везде реклама смотрится хорошо и не закрывает собой исторические фасады.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Но в феврале 2017 года вступил в силу Кодекс о культуре, который закрепил более конкретные правила:

  • средства наружной рекламы на историко-культурных ценностях и в зонах их охраны не должны препятствовать визуальному восприятию этих объектов;
  • на памятниках архитектуры средства наружной рекламы должны, как правило, размещаться отдельными буквами и знаками;
  • при выдаче паспорта рекламы на историко-культурные ценности (категории 0, 1 и 2) ее эскиз нужно согласовать с Минкультом.

Поскольку кодекс не имеет обратной силы, то все выданные до февраля 2017 года разрешения (паспорта рекламы) остаются в силе до срока их окончания. И вот тут возникает проблема, которая вылилась в разные трактовки двумя министерствами одного и того же законодательства. Эти позиции отражены в письмах, которые попали в распоряжение TUT.BY.

Как трактует закон МАРТ?

Министерство антимонопольного регулирования и торговли отмечает, что в соответствии с Положением о размещении средств наружной рекламы срок действия разрешения на размещение рекламной конструкции может быть продлен местным исполкомом путем указания в разрешении нового срока его действия. Соответственно, при продлении срока действия разрешения на рекламу отношения по ее размещению не заканчиваются, а пролонгируются.

Следовательно, если новые правоотношения не возникают — то и новые нормы на них не распространяются. То есть исполком не должен согласовывать эскиз рекламщиков с Минкультом. А следовательно, реклама на здании может оставаться такой, как есть.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

При этом ведомство отмечает, что законодательство не содержит запрета на направление исполкомом в Минкульт запроса о проведении согласования эскиза рекламы при рассмотрении вопроса о продлении действия разрешения. Обоснование — намерение получить экспертное мнение о наличии угрозы причинения вреда или создания препятствия для визуального восприятия историко-культурной ценности при наличии там предлагаемой рекламной конструкции.

А что говорит Минкульт?

Министерство культуры с такой позицией не согласно и считает, что закон не предполагает возможности продлевать ранее выданные разрешения по истечении срока их действия без учета новых требований кодекса. То есть старые правоотношения заканчиваются и начинаются новые, которые уже должны соответствовать кодексу.

Таким образом, по истечении срока действия разрешений местные исполкомы должны выдавать разрешения по новой форме — то есть с эскизом, согласованным с Минкультом.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Ведомство отмечает, что если следовать логике МАРТ, то продлевать разрешения на рекламу можно неограниченное число раз и она так и будет оставаться на исторических зданиях такой, как сейчас. То есть — иногда не соответствовать нормам нового кодекса.

На основании этого Минкульт попросил Генпрокуратуру дать правовую оценку разъяснению МАРТ и при необходимости принять меры прокурорского реагирования. Минкульт также призвал Министерство антимонопольного регулирования и торговли отозвать свое письмо или признать его не подлежащим применению.

А что со словами «как правило»?

Как сказано выше, согласно Кодексу о культуре средства наружной рекламы размещаются отдельными буквами при наличии возможности исполнения этих средств указанным способом.

МАРТ считает, что эта оговорка сделана законодателем потому, что такой возможности может и не быть. Например, это невозможно при такой специфике работы наружной рекламной конструкции, которая предполагает частую смену сюжетов.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

С такой трактовкой в Минкульте тоже не согласны. Там обращают внимание, что размещение наружной рекламы именно отдельными буквами лишь минимизирует, но не устраняет окончательно препятствия для восприятия архитектурного решения фасада памятника архитектуры. Таким образом, норма кодекса о размещении рекламных конструкций на фасадах отдельными буквами является компромиссным исключением из варианта их полного запрета.

Что говорит по поводу этих споров Генпрокуратура?

Как сообщает Генпрокуратура, с учетом принятия Кодекса о культуре Совмин внес изменение и в Постановление «О реализации Закона о рекламе». И МАРТ уполномочен давать разъяснения только по вопросам этого постановления, а не по поводу самого кодекса. Кодекс же могут разъяснять Минкульт или Совмин.

Но МАРТ, не являясь уполномоченным органом, фактически разъясняет требования Кодекса о культуре, пишет Генпрокуратура.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

Сама же Генпрокуратура солидарна с минкультовской трактовкой кодекса, которая гласит, что по истечении срока действия паспорта рекламы оператор рекламы обязан получать новый паспорт уже по новой процедуре — то есть через согласование с Минкультом. Относительно же позиции МАРТ Генпрокуратура отмечает, что трактовкой касательно продлений паспортов рекламы МАРТ изменяет содержание предписаний нормативных правовых актов.

Фото: Станислав Шаршуков, TUT.BY

При этом одной из причин возникновения спорной ситуации и неверного трактования требований законодательства стала пассивная позиция Министерства культуры в ходе рассмотрения заинтересованными органами вопросов о законодательном урегулировании процедур выдачи, продления и переоформления разрешений на размещение наружной рекламы на исторических зданиях, считает ведомство.

Поэтому Генпрокуратура рекомендовала МАРТ и Минкульту совместно разработать разъяснения для бизнеса по этому вопросу.

-5%
-10%
-50%
-5%
-5%
-30%
-20%
-30%
-20%
-10%
0072143
реклама