/ /

В Минске могут снести историческое здание на Свердлова, 23. Сейчас там находятся автоцентр и банк, а когда-то были гаражи Совмина. Историки говорят об уникальной постройке в стиле конструктивизма, которую город может потерять. TUT.BY поговорил с главным арендатором здания, историками и архитектором «Минскградо».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
На улицу Свердлова выходит фасад административного здания. Это лишь часть огромного гаражного комплекса, который когда-то использовали под автомобили правительства БССР

О чем речь?

Недавно появилась информация о планах властей изменить застройку в районе стадиона «Динамо». Под Ульяновской хотят пробить тоннель, а на Свердлова, 23, готовы снести бывший гаражный комплекс, построенный в 1930-е, — был бы инвестор. По поводу довоенных гаражей архитекторы и урбанисты возмутились: нельзя уничтожать редкое конструктивистское здание.

«Будынак захаваўся ў добрым стане і амаль што ў першапачатковым выглядзе. Ён важны для гісторыі архітэктуры горада нароўні з Фабрыкай-кухняй, былой Нацыянальнай бібліятэкай і абсерваторыяй», — считает архитектор-реставратор Роман Забелло, который совсем недавно занимался восстановлением здания фабрики-кухни.

Но гаражный комплекс не имеет статуса архитектурной ценности. Мы посмотрели, что там вообще находится.

Фото: Снежана Инанец, TUT.BY
Автомобильный салон — рядом с административным корпусом бывших правительственных гаражей.
Фото: Снежана Инанец, TUT.BY

Что думают о сносе в автоцентре PEUGEOT

Фасад, который выходит на улицу Свердлова, — лишь небольшая часть комплексной постройки. Конструктивно это административное здание (сейчас там офисы) шириной девять метров, к которому прикреплены большие гаражи.

Сейчас тут находится представительство компании Peugeot с автосалоном (в пристройке, появившейся в наши дни). Часть помещений арендуют Приорбанк и станции техобслуживания.

Промышленные масштабы бывших правительственных гаражей можно оценить по архивной аэросъемке. Например, на снимке 1977 года ближе к верхней границе кадра мы видим административный фасад с огромной гаражной пристройкой.

Снимок: из архива Павла Ростовцева
Здание гаражей в 1977 году. В сравнении со следующим снимком видно, что ряд гаражей, параллельный основному комплексу 1930-х, появился уже после войны. Советская аэрофотосъемка. Из архива Павла Ростовцева
Источник: немецкая аэрофотосъемка Минска
Так выглядел комплекс гаражей в мае 1943 года. Источник: немецкая аэрофотосъемка Минска. Из архива Павла Ростовцева

Собственником объекта сейчас называют ЗАО «Прайминвест». Главный арендатор — автоцентр Peugeot (ПС «Авто Групп»).

Если обойти административное здание, можно увидеть входы в гаражи. Внутри — сервисный центр автомобильной компании.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Транспортное предназначение этого участка сложилось давно, — рассказывают TUT.BY в группе компаний «ПС Авто Групп». — Здесь были конюшни Совнаркома, гаражи Совмина, автопарк. Очевидно, такой объект в центре иметь было удобно.

Собеседники объясняют, что до середины девяностых здесь был таксопарк.

— Помещения гаражной части достались нам в очень плохом состоянии. Мы все реконструировали, на пол положили плитку, усилили металлические конструкции в кровле, — говорят в автоцентре. —  На уровне слухов: нам говорили, что эти конструкции — части взорванных во время войны мостов. Административная часть здания — в хорошем состоянии; мы сделали ремонт — сейчас здесь солидно все. Планировочная структура вся осталась прежней, есть общий с Приорбанком колоритный балкон. Эту часть как памятник конструктивизма наверняка стоит сохранить. Что касается гаражной — какие-то изменения там нужны.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Здание облицевали современными материалами. На снимке виден балкон фасада
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Еще один любопытный фрагмент здания, пристроенный к административной части

В компании рассказывают, что в начале двухтысячных годов шли разговоры о том, чтобы признать здание памятником архитектуры.

— Когда нам сообщили, что памятником не признают, мы предложили свой проект по реконструкции здания. Но нам ответили, что ничего не согласуют, потому что судьба этого участка подлежит пересмотру. Категорических разговоров о сносе не было.

Планы по сносу собеседников удивили. По словам представителя «ПС Авто Групп», оценочная стоимость комплекса зданий — 12 миллионов долларов.

А вот как выглядят постройки, в которых разместились станции техобслуживания (они здесь тоже арендуют «квадраты»).

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Почему градостроителям не жалко застройку на Свердлова

Вечером 4 октября в администрации Ленинского района Минска обсуждали план детального планирования для квартала по Свердлова — Ульяновской — Белорусской.

Разработчик плана детального планирования по территории — «Минскградо», главный архитектор проекта Ирина Гайсенок невысокого мнения о том, что сейчас происходит со зданиями:

— Этот объект не имеет удобного въезда и выезда, из-за него в границах проектирования — транспортный коллапс. Территория выглядит крайне неблагоустроенной из-за стоянок, которые вплотную подошли к улице Свердлова, там невозможно организовать хороший пешеходный тротуар.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

При этом архитектор объясняет: место планируют «трансформировать», отдать под общественные объекты с паркингами.

— Тот же Peugeot может свои же имущественные права там реализовать: провести трансформацию, убрать из объекта производственную функцию. И трансформация не означает, что здание точно снесут. Что с ним делать, оценят на дальнейших стадиях, когда непосредственно будут разрабатывать проект. То, что оно стоит — аккуратное и поштукатуренное, — не означает, что там все в порядке с конструкциями, — говорит Ирина Гайсенок. — Когда-то это здание было интересным, но в том виде, в котором оно сейчас, я не вижу в нем никакой ценности.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Новую постройку, где сейчас автосалон, точно придется снести: улицу Свердлова как раз там будут соединять проездом с Белорусской.

— Улица Белорусская тупиковая, по нормам ее надо «разорвать». И предложенный способ — наиболее простой, чтобы попасть от Свердлова к Белорусской, — объясняет решение архитектор.

Историки — о том, почему гаражи надо сохранить

Историк, ведущий научный сотрудник Национального исторического архива Беларуси Владимир Денисов рассказывает: пока не удалось установить, когда завершили строительство гаража Совета Народных Комиссаров Белорусской ССР на Свердлова.

— С полной уверенностью можно утверждать, что он был построен между 1936 и 1939 годами. В минском телефонном справочнике на 1939 год этот объект уже есть и находится на современной улице Свердлова. Правительственные гаражи здесь были до начала 1970-х, пока не построили новый комплекс.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Владимир Денисов объясняет: именно в гаражах на Свердлова хранились и обслуживались автомобили первых секретарей ЦК КПБ, других руководителей республики, а также машины Янки Купалы, Якуба Коласа.

— Комплекс был очень серьезным и оригинальным. К симметричному главному административному корпусу примыкали помещения гаража, ремонтных мастерских и других помещений по обслуживанию, которые были решены функционально и грамотно. Ни в областных центрах советской Беларуси, ни в западной Беларуси подобных объектов не было в 1920−30-е годы. Здание уникальное, его нужно сохранить, — считает историк. — К тому же это один из последних объектов в стиле конструктивизма, построенных в Минске. Автор проекта комплекса — известный белорусский архитектор Алексей Денисов. Большинство его объектов в Минске были разрушены в годы войны.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ограду, появившуюся возле здания после войны, тоже будут просить сохранить

Среди зданий Денисова, дошедших до наших дней, — Третий дом Советов, главный довоенный комплекс лечкомиссии на Красноармейской, а также ряд жилых и общественных зданий по улице Карла Маркса.

С коллегой согласен председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович. Сейчас оба собирают информацию — предложат Министерству культуры признать здание памятником архитектуры.

История объекта связана и со Второй мировой войной.

— Маю копіі архіўных дакументаў: будынак на Свярдлова выкарыстоўваўся немцамі пад збраёвыя майстэрні. Там працавалі і вязні гета пад прымусам. У вайну гаражы былі абнесеныя калючым дротам, фактычна выконвалі функцыю працоўнага лагера. Падчас акупацыі сярод працаўнікоў збраёвай майстэрні дзейнічалі і антыфашысцкія падпольныя групы — гэта таксама падцвярджаецца архіўнымі дакументамі.

Здание правительственных гаражей в годы войны

Специалист подытоживает, что история здания богатая.

— Яго трэба захаваць. У Беларусі вельмі вялікая праблема з прамысловай архітэктурай: большасць аб’ектаў, якія маюць прыкметы гісторыка-культурнай каштоўнасці, не знаходзяцца пад аховай дзяржавы. Шматлікія будынкі перанеслі велічэзныя перабудовы — так мы страчваем такую архітэктуру.

Историки отмечают, что как раз это здание хорошо сохранилось.

— Фирма Peugeot бережно отнеслась к объекту. По крайней мере общая объемно-пространственная композиция и планировочная структура сохранились полностью. Этот объект можно было бы интересно использовать: проводить там выставки ретроавтомобилей, создать оригинальный музей.

-12%
-15%
-7%
-15%
-13%
-35%
-25%
-50%
-50%
-10%
-20%