/

Вчера Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому с 1 января 2020 года к Минску присоединяют 320 гектаров земли возле Национального аэропорта. Зачем это делают и что это даст — в материале.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В чем вообще проблема?

Дело в том, что территория Национального аэропорта хоть и расположена в 40 километрах от столицы, но является частью Минска. Это значит, что ее развитием занимается город. А вот некоторые прилегающие пустующие земли за забором оказались в подвешенном состоянии. Так, в перспективе они должны войти в состав Минска и согласно проекту детального планирования (ПДП) там надо построить разные объекты, но пока они находятся в составе Минской области. Логично, что при такой раскладке облисполком не был заинтересован в больших вложениях в эти территории. Эти земли помечены красным:

Поэтому в основном их содержанием (включая инженерные сети) за свой счет занимался Национальный аэропорт. Как говорил глава Минска Анатолий Сивак, все эти затраты ложились на цену услуг аэропорта для всех авиакомпаний, которые летают в Минск. А потом, если верить чиновнику, это сказывалось и на стоимости билета для нас с вами.

Кто и зачем ускорил процесс включения этих земель в Минск?

Толчок этому процессу и дал нынешний председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак, который был до этого министром транспорта. После вступления в должность он сказал Александру Лукашенко, что эти земли нужно включить в состав столицы, ведь это не только скажется на стоимости услуг аэропорта, но и позволит быстро привести эту территорию в порядок.

К тому же их включение — это логичный шаг по реализации ПДП и планов по развитию аэропорта.

Что сейчас на этой территории и что может быть потом?

На первом участке, который находится со стороны въезда в аэропорт из Минска и принадлежит Смолевичскому лесхозу, сейчас растет совсем негустой лес. Но согласно ПДП там должна быть культурно-развлекательная зона. Когда-то шла речь о размещении на этом месте ресторанов, гостиниц, казино и других активностей, которые будут востребованными не только клиентами аэропорта, но и работниками и гостями соседнего индустриального парка «Великий камень».

Изображение: карта "Яндекс"
Вид на лес с дороги на Минск. Изображение: карта «Яндекс»

На втором присоединенном участке сейчас находятся земли разных государственных и частных компаний, а также пустырь. Там согласно ПДП должны разместиться различные службы аэропорта, которые пассажирам мало интересны.

Что будет дальше и что с налогами?

Сейчас власти должны будут разработать план мероприятий по реализации указа. А именно — внести изменения в ПДП и сформировать инвестиционные площадки. Ведь как минимум неплохо было бы построить культурно-развлекательную зону на месте лесополосы не за счет бюджета, а за счет частного капитала.

Что же касается земель предприятий, которые включили в состав Минска, то, по логике, для них должен вырасти земельный налог и налог на недвижимость, который в столице в среднем априори выше. Но не все так страшно, потому что коэффициенты налога теоретически можно подогнать нормативными актами так, чтобы они остались на нынешнем уровне.

А у некоторых там земли немало. Например, частной компании «Логистик Парк» принадлежит 77 гектаров.

А что говорит по этому поводу сам Национальный аэропорт?

В Национальном аэропорту называют прилегающие к нему переданные Минску площади функционально значимыми.

— И эти площади должны быть развитыми и благоустроенными. Вокруг аэропорта необходима инфраструктура, которая могла бы интегрироваться с территорией предприятия. В качестве примера, это могут быть бизнес-центры, выставочные павильоны, логистические центры, паркинги и отели, что обеспечит городу возможность для привлечения инвесторов и улучшения бизнес-климата, — сказала официальный представитель Национального аэропорта Ромина Саматханова.

-50%
-10%
-10%
-30%
-20%
-20%
-20%