Юрий Глушаков,

В 70-х гомельский район «Старый Аэродром» представлял из себя достаточно живописное зрелище. На шикарном лугу паслись пестрые буренки, на улице Юбилейной местные жители любили загорать, а зимой дети катались здесь с горок. в 80-х тут часто останавливались передвижные зоопарки, а позже — луна-парки. Сегодняшний «Старый Аэродром» — место, где время от времени разворачиваются споры и протесты вокруг сносов деревьев, уплотнений и коммерческих застроек. Каким был один из известных районов города, а каким остался — в нашем репортаже.

Фото с сайта belarus.nemiga.info

Когда пилотам делать нечего

«Старый Аэродром» издавна нравился военным. В «Военно-статистическом обозрении Могилевской губернии» за 1848 год сказано, что эта местность благоприятна для лагерного расположения войск, в частности — из-за бивших здесь родников с чистой и здоровой водой.

Во время Первой мировой войны примерно на месте нынешнего АРЗ разместились мастерские «Земпосада» — общественной, земской организации, работавшей для фронта. Здесь же, похоже, находился и 4-й воздухоплавательный парк. Возможно, тогда же на «Старом Аэродроме» проходили одни из первых регулярных полетов летательных аппаратов. До этого аэропланы в основном только пролетали над Гомелем: например, в мае 1914 года несколько кругов над городом совершил легендарный Петр Нестеров во время своего перелета Киев-Санкт-Петербург. А в июне того же года, но уже в обратном направлении, на четырехмоторном «Илье Муромце» пролетел знаменитый Игорь Сикорский. Впрочем, гомельчане вряд ли могли его увидеть — перелет происходил в условиях грозовой облачности.

В начале 20-х годов в Гомеле разместился советский 5-й авиационный отряд. Летное дело было чрезвычайно модно среди молодежи, и в городе над Сожем было создано общество «Добролет». Именно его добровольцы участвовали в строительстве гомельского аэродрома. Как сообщает в своей статье заведующая отделом ГОМВС Алла Егорова, по всему городу шли сборы денег на строительство аэроплана «Гомельский пролетарий». А газета «Полесская правда» писала: «Человек летает и будет летать — это уже не сказка…»

В то время любой полет на деревянной «этажерке» представлял собой рискованное занятие — военлеты бились часто. Местная пресса в апреле 1923 года сообщала, как пилот Тонэ на самолете ДНД, выполняя полет на точность посадки, сорвался в штопор. Самолет рухнул с высоты 150 метров, летчик погиб на месте, а пассажиры с ранениями и ушибами были доставлены в 1-ю Советскую больницу. По воспоминаниям старожилов, на Крестьянском кладбище (ныне — Студенческий сквер) вырос целый ряд могил с пропеллерами — вместо крестов.

Тем не менее охотников подняться в воздух находилось немало. И даже платили за это деньги — 400 рублей. Членам «Добролета» была скидка в 100 руб. «Полесская правда» писала: «Один местный гражданин, весьма заинтересованный полетами, ежедневно является на аэродром, вместо 400 рублей платит 800 и просит поднять его повыше. Вчера его подняли на 3000 метров».

В 1928 году в летние лагеря в Гомеле прибыл Валерий Чкалов. На гомельском аэродроме уже тогда весьма известный летчик потерпел первую в своей жизни аварию. Жене он писал: «Вчера поломал самолет. Страшно неприятно, хотя и пустяки сломал, но все-таки…За шесть лет не было поломок, а тут появилось. Объясняю плохим душевным состоянием». В еще одном письме из Гомеля Чкалов писал: «Летаю мало и не хочу. Какая-то апатия. Машины очень плохо сделаны, и приходится летать с опаской. Так что никакого удовлетворения не получаешь, а только расстраиваешься… Довольно, не хочу писать о службе и самолетах, на которых летать нельзя. Здесь контрреволюцией пахнет».

Фото с сайта waralbum.ru

В гомельском архиве сохранились любопытные документы, рассказывающие и о бытовых подробностях жизни гомельских летчиков 30- годов. Например, дефицита с продуктами они не испытывали. В буфет на аэродроме, согласно накладным, поставлялись шоколад, сыр, разные сорта колбас и конфет. Так что было с чем попить чаю «дождливым вечером, когда пилотам, прямо скажем, делать нечего».

С 1939 года в Гомеле находилась отдельная школа младших авиационных специалистов (OШМАС, 13-я дивизионная ШМАС). По данным, которые приводит краевед Сергей Ляпин, 12 августа 1940 директивой начальника Генштаба Красной армии Бориса Шапошникова в Гомеле было создано Военное аэрофотограмметрическое училище. В марте 1941 года оно было преобразовано в Гомельское военное авиационное училище, готовившее штабных работников ВВС. На двух курсах этого училища должно было обучаться 400 курсантов. Здание общежития этого училища сохранилось до сих пор на улице Советской. А легендарный Гомельский аэроклуб стал 10-й военной авиационной школой первоначального обучения. Как рассказывал автору единственный из оставшихся в живых воспитанников Гомельского аэроклуба Николай Лысенков, еще ряд жилых и административных «летных» зданий находились на Советской и нынешней улице Шилова. Например, сохранившийся дом из красного клинкерного кирпича, строительство которого ошибочно приписывают немецким военнопленным.

Взлетная полоса панельного домостроения

После войны бывший военный аэродром в Гомеле был передан гражданской авиации. Гомельский старожил Аркадий Чачин рассказывает, что в конце 40-х годов он, будучи мальчишкой, даже упросил гомельских пилотов прокатить его «зайцем» по воздуху. Представить себе такое сегодня просто невозможно.

В 1950-х годах из Гомеля выполнялись регулярные рейсы в Минск, Киев и отдаленные райцентры. Здесь же базировалась сельскохозяйственная и санитарная авиация.

На американской «шпионской» карте 1959 года хорошо видна конфигурация городской черты в этом месте — деревянная застройка доходит приблизительно до линии современной гостиницы «Турист» — улица Кожара, далее начинается летное поле.

Слетать в соседний колхоз на рейсовом самолете проблемой не было. И стоило удовольствие в среднем около полутора-двух рублей.

Гомельский аэродром просуществовал до 1968 года, когда за городом был построен новый аэропорт. Правда, самолеты типа АН-2 продолжали стоять на «Старом Аэродроме». Сейчас о них напоминает известная всем в городе желто-синяя модель «кукурузника».

Пустующие летные поля было решено отдать под жилую застройку. За дело взялся молодой архитектор из Гомельских областных проектных мастерских (ныне — институт «Гомельгражданпроект») Евгений Козлов. Первые пятиэтажки улучшенной планировки были построены здесь в 1968 году на улице Кожара — дома № 4, 8, 10, 14. В сентябре 1975 года на «Старом Аэродроме» был построен первый в Гомеле 9-этажный панельный дом — по адресу Юбилейная, 6. Его разработали проектировщики ДСК и «Гражданпроекта». К 80-м годам на «Старом Аэродроме» появились и первые 14-этажки.

При этом строительство жилых кварталов сопровождалось возведением соответствующей социальной инфраструктуры — детские садики, школы, три ресторана, кинотеатр «Юбилейный», специализированные магазины «Спорттовары» и «Океан» и Торговый центр с Домом быта.

Не меньшее внимание Козлов уже в 60-е годы уделял экологической составляющей своего проекта. Между квадратами домов были организованы просторные зеленые зоны с детскими и спортивными площадками.

В 70-х был построен ДК глухих и спорткомплекс «Динамо». Клеедеревянный манеж спроектировали главный конструктор «Гомельгражданпроекта» Максимович и инженер Маженштейн

 

Водка из каземата

А что представлял из себя тогда участок между улицей Советской и Кожара, который ныне хотели отдать под вырубку и застройку? Мы уже говорили о бывшем здании деревянного аэровокзала — в конце 60-х его переоборудовали под почтовое отделение. Рядом находилась пивная. Сюда же со стороны современной гостиницы «Турист» подходил яблоневый сад — говорят, что он был экспериментальный, «мичуринский». Некоторые яблони из этого сада и снесенного частного сектора до сих пор сохранились во дворах первых «хрущевок» на улице 3-й Авиационной — «на Забеге».

Возле троллейбусной остановки стоял деревянный хлебный магазин, синий киоск «Союзпечати» и бочка с пивом. Далее, на углу Советской и Головацкого, находился корпус фабрики «8 Марта», где шили белье для армии. Впоследствии, в 1985 году, трест № 14 по проекту архитектора Беспалова построил здесь гостиницу «Турист» — самый фешенебельный отель Гомеля на то время.

Но еще в 1973 году трест «Белтраснстрой» по проекту архитектора Хинчина приступил к возведению экспериментального кирпичного дома — Кожара, 1. Уже в сентябре 1973 года жильцы въехали в его первые четыре подъезда. За свою длину это здание получило название «Китайской стенки». Еще одной отличительной чертой «Китайки» были глубокие подвалы, спроектированные как бомбоубежища.

Выросший в этом районе гомельчанин Александр показал нам место возле дома Кожара, 3. На грунте видно небольшое понижение рельефа. По словам Александра, когда этот дом еще строился, здесь находился вход в некое подземелье. Вниз вели кирпичные ступеньки, но дальше пройти ему с друзьями тогда не удалось — подземное сооружение было затоплено водой. По бытующим до сих пор «на районе» легендам, подобные подземные ходы соединяли между собой разные части аэродрома.

Я мог бы отнестись к подобным рассказам с полным недоверием, если бы сам не побывал в подземных сооружениях в нескольких сотнях метров от этого места.

На «Старом Аэродроме» еще сохранилась пара объектов, имевших в прошлом военное предназначение. Ранее, в 70-е годы на лугу в районе улицы Юбилейной было несколько сооружений типа «каземат». Их своды из кирпича и бетона были покрыты сверху толстым слоем земли, поросшей травой — поэтому они практически незаметны с воздуха. Раньше здесь могли храниться топливо, мазут или боеприпасы. Кстати, еще в 70-х тут можно было найти целые россыпи холостых винтовочных патронов — например, в траве между домами на улице Кожара.

В 80-е склады были снесены, а площадка застроена «двенадцатиэтажками».

Что до благоустройства, то в прошлом плановому озеленению на «Старом Аэродроме» придавалось большее значение. В 1982 году, к 65-летию образования СССР, был разбит парк «Юбилейный». Закладной камень об этом событии сохранился до сих пор. Деревья высаживали ученики местных школ, и автор также принимал в этом посильное участие. В парке был сооружен прекрасный деревянный детский городок в виде «Сказочного кремля».

Фото с сайта left.by

Возле «Туриста» усилиями жильцов и властей того времени также был обустроен сквер, где по сей день растут лиственницы, голубые ели, ясени, ивы и другие деревья. Недавно здесь поселилась сова.

Однако начиная с 90-х ситуация стала меняться. Сказочный детский городок кто-то поджег. Потом на бывшем лугу по улице Юбилейной появились две платные автостоянки. В 2012 году были запланированы масштабные вырубки деревьев при реконструкции на бульваре Строителей. Однако благодаря сбору подписей, проведенному активистами Белорусской партии «Зеленые», и выступлениям жителей большую часть деревьев удалось отстоять. Получилось «отбить» и планы строительства двух «уплотнительных» домов на месте детских площадок на Тимофеенко. А ныне есть надежда, что протесты жителей и активистов также спасут от уничтожения коммерческими застройщиками и уникальный уголок живой природы возле гостиницы «Турист».

«Старый Аэродром» всегда был зеленым и комфортным районом. Люди надеются, что таким он останется и в дальнейшем.

-20%
-21%
-10%
-10%
-20%
-20%
-50%
-51%
-25%
-23%