• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Офтоп


/ /

Универсам «Юбилейный-92» минчанам запомнился премиальным ассортиментом, вкусной выпечкой, кулинарией и тем, что задавал тон другим. «Как только Владимир Сергеевич возвращался из поездки в Европу, мы уже ждали очередное новшество», — рассказывают сотрудники универсама, вспоминая легендарного директора. 28 января была годовщина со дня смерти Владимира Нерози, и этот материал не только о легендарном магазине, но и о легендарной личности, которая сделала его таковым.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Французские багеты, пирожные «Анютины глазки» и самолеты с рыбой

В этом году «Юбилейному-92», который был открыт в 1986-м на улице Заславской, исполнилось бы тридцать лет. Но в 2012 году легендарный магазин, отличавшийся премиальным статусом, был продан одному из крупных частных операторов розничной торговли компании НТС (ТМ «Родная сторона», «Корзинка»). Весной минувшего года магазин вновь сменил хозяина и вошел в состав торговой сети «Соседи».

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Владимир Нерозя. Фото из личного архива его супруги.

Впрочем, это не помешало сотрудникам «Юбилейного-92» собраться вместе и вспомнить самые интересные моменты из жизни легендарного магазина.

— «Юбилейный-92» был первым во всем, это правда, — вспоминает Сергей Игнатьев, который был заместителем Нерози все годы работы легендарного магазина. — Через год после открытия при универсаме начал работать хлебопекарный цех, которых при торговых точках столицы еще не было. Оборудование привезли и монтировали югославы, они же подарили и рецепт французских багетов с хрустящей корочкой, за которыми в «Юбилейный-92» ездил весь Минск. Специалистов для хлебопекарни Владимир Сергеевич переманил у своего друга — директора Минского хлебозавода № 6.

Начальником пекарни в 1998 году была Вера Романовна, которая с ностальгией вспоминает, как интересно им тогда работалось.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Выпекали сначала только пять видов белого хлеба, в том числе и французские батоны. А потом уже и пирожные стали готовить, и торты. При этом рецепты все были оригинальными, чаще привозились из заграничных поездок, куда Владимир Сергеевич отправлял персонал для повышения квалификации. Очень запомнилась поездка в Германию на фирму «Ирекс», где из отходов пивоваренного завода (солода. — Прим. TUT.BY) готовили хлебопекарные улучшители. Было все автоматизировано: в большом зале «ходили» огромные бочки и через определенный промежуток «набирали в себя» нужные ингредиенты. Там же впервые увидела шоколадные конфеты ручной работы и миниатюрные пирожные. У себя в «Юбилейном-92» мы тоже готовили оригинальные пирожные. Минчане наверняка еще помнят «Анютины глазки» на бисквитной основе, с мастикой, масляным кремом внутри и свежемороженой ягодкой малины. Пирожное «Белый вальс», в основу которого входил творог, залитый белым шоколадом, очень любили в российском посольстве.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фирменные пирожные «Юбилейного-92».

Самое горячее время кондитерский цех переживал накануне праздников. Так, в Пасху выпекали три тысячи пирогов и шесть тысяч куличей — и все разметали.

Впрочем, выпечка — не единственная сильная сторона «Юбилейного-92»: покупатели шли сюда за ассортиментом премиального класса. При этом Владимир Нерозя всегда подчеркивал, что в магазине есть продукты для всех граждан, понимал, что этот магазин один на весь район и важно никого не обидеть.

— В 90-е много товаров завозилось из Европы, в частности из Германии, особенное внимание уделялось рыбе, — вспоминает Елена Васильевна Затягина, которая много лет работала в «Юбилейном-92», а сейчас является заведующей магазина «Соседи». — Из Прибалтики доставлялась салака горячего копчения, с Камчатки — отличнейшая красная рыба, еженедельно ездили в аэропорт встречать самолет с сибасом и дорадой…

Заграничный опыт и первый валютный отдел с мясом крокодила и фотоаппаратами

О том, как работают супермаркеты за границей, сотрудники «Юбилейного-92» знали не понаслышке. В начале 90-х Владимир Сергеевич впервые свозил коллектив в Польшу, чтобы вместе понаблюдать за работой польских магазинов.

Владимир Сергеевич (в первом ряду слева) вместе с коллективом «Юбилейного-92» в Германии. Фото: из личного архива супруги Владимира Нерози

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Работники «Юбилейного-92» принимали участие в передаче «Великолепная пятерка».

— Вот приезжаем мы из Польши — и в «Юбилейном-92» колбаса уже выкладывается по-другому, съездили в Германию — и переоборудовали подсветку товара, — рассказывает Сергей Игнатьев. — Проще говоря, в нашем магазине был сконцентрирован лучший заграничный опыт.

— Мы были не только в Польше, ездили также в Чехию, Литву, Германию и смотрели не только, как там все устроено в плане организации торговли, но и знакомились с культурой этих стран, — говорит Елена Затягина. — А Владимир Сергеевич завел хорошую традицию: привозить сувенирные тарелочки из поездок. Мы об этом всегда помнили и привозили, конечно. Так он все эти тарелочки вешал у себя на стене в кабинете (Елена Васильевна рассказывает с дрожью в голосе, вот-вот расплачется)…

Владимир Нерозя был увлеченным человеком, любил коллекционировать разные старинные вещи. На одной из фотографий, которая была сделана в день приезда высокопоставленного гостя — баварского принца Люитпольда, — видна часть интерьера столовой для сотрудников, которая больше напоминала музей. На полочках выставлены пивные бокалы из разных стран, фото именитых гостей, видны и сувенирные тарелочки из разных стран.

Баварский принц (второй слева) в столовой «Юбилейного-92». Фото: из личного архива супруги Владимира Нерози

А в 1993 году «Юбилейный-92» и вовсе сразил минчан валютным отделом. И, конечно же, в столице он был первым.

— Товар в отдел поставлялся немецкой фирмой «Метра», — говорит бессменный зам Сергей Михайлович. — Чтобы привлечь сюда покупателей, завозили самые разнообразные товары: мясо крокодила, акулы, лягушачьи лапки, копчености; бытовую технику тоже продавали: радиоприемники, фотоаппараты. Валютный отдел просуществовал года три. Но мы не унывали — «Юбилейный-92» стал работать и ночью. Причем не только кафетерий и бар, но весь магазин.

Сходить или заехать в те времена ночью в «Юбиль» (так называла магазин «золотая молодежь») было равнозначно посещению клуба. Публика там была «продвинутая»: с первыми мобильными телефонами размером с лапоть, на «Мерседесах» и такси, обязательно с красивыми девушками. Заходили и известные персоны.

— Ой, девочки, а помните, как ночью в «Юбилейный-92» приехал Абдулов? — вспомнили момент Елена Васильевна и Анжела Юрьевна. — Мы же к артистам привычные были, много кого видели вне экрана, но его — ни разу. И тут заходит Абдулов, статный такой, в мятом льняном костюме — ну, мы и сбежались за автографами.

А в 2000-х «Юбилейный-92» уже предложил своим покупателям попробовать новый заморский продукт — суши. Причем бесплатно.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Сейчас этому многие только улыбнутся, но в те годы покупатели долго не решались есть суши с сырой рыбой. Дегустации (бесплатные!) шли не то что несколько дней, а недель, — говорит Елена Васильевна. — До тех пор, пока за суши не стали выстраиваться очереди. А потом у нас появилась новая услуга: доставка на дом по телефону продуктов, пиццы и суши. При этом человек, который принимал звонки, должен был хорошо знать ассортимент — интернета тогда еще не было.

Первыми в «Юбилейном-92» появились и йогурты, которые закупали в Германии с посылом: «Там все это уже давно едят!».

В кафетерий привлекали ароматом кофе из «специального устройства», а в посольства выезжали с кейтерингом

Пользовался успехом и кафетерий, где вкусно пахло кофе и выпечкой. В 90-е здесь можно было выпить бокальчик того самого пива «по-литовски», в которое «выпускалось» яйцо.

— Этот рецепт Владимир Сергеевич привез из Вильнюса и сказал, что надо и у нас такое попробовать, — рассказывает Елена Васильевна, которая в то время работала в баре. — Видели бы вы лица покупателей в тот момент, когда яйцо, пройдя через плотную пенку, опускалось на дно бокала! Пиво выпивали и «закусывали» яйцом. Сами мы не решились попробовать новинку, но клиенты заказывали это пиво часто, в первую очередь из-за любопытства. К пиву еще раков обязательно варили.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Новинки в кафетерии приживались не все, но те, что нравились, оставались «фишкой» заведения надолго. Впрочем, их было много.

— А помните, когда с вареной колбасой было туго, мы в кафетерии начали варить сосиски на продажу, — вспоминают сотрудники. — При этом покупатели их на месте не ели, а складывали в пакетик и несли домой.

— А потом Владимир Сергеевич привез из Польши рецепт бигоса, и его в первый раз приготовили только для работников — у нас шикарная столовая была на втором этаже! — вспоминают Елена Васильевна и Ирина Анатольевна. — И вот он всех уговаривал попробовать это блюдо — так забавно все выходило. А потом уже бигос (в основном готовится из смеси квашеной и свежей капусты, свинины, копченостей, томатов и пряностей. — Прим. TUT.BY) можно было заказать в кулинарии и кафе.

К слову, чтобы покупатель наверняка зашел в кафетерий, Владимир Сергеевич и тут придумал интересную штуку. На входе в магазин был установлен аппарат, который, грубо говоря, распылял аромат кофе.

— То переборщим с этим ароматом, то, наоборот, мало добавим, — смеется Елена Васильевна.

По словам заведующей, в последние годы в «Юбилейном-92» штат сотрудников был чуть больше 300 человек. Казалось бы, зачем столько? А это был еще один деловой шаг со стороны Владимира Нерози: универсам занимался кейтерингом — организовывал обслуживание официальных и неофициальных приемов в посольствах и консульствах. Благо штат и возможности «Юбилейного-92» это позволяли.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Владимир Сергеевич был невероятно коммуникабельным человеком, — рассказала его супруга Тамара Ивановна. — Вы бы видели его многочисленные визитницы: длинные, заполненные до отказа. Из них восемь использовал постоянно. Представляете, сколько это людей?

Владимир Нерозя умел дружить со всеми. Заведующая пекарней Вера Романовна уверена, что «таких руководителей больше нет», и вспоминает, как «Владимир Сергеевич любил общаться с покупателями, часто был в торговом зале и мог показать товар, рассказать о продукте, помочь с выбором и даже упаковать».

— Владимир Сергеевич поступал на исторический факультет, но не сложилось. Закончил торговое училище, работал в маленьком гастрономе на Парковой, а потом уже заочно поступил в нархоз, начал подниматься выше по карьерной лестнице, — вспоминает о друге и коллеге его бессменный заместитель Сергей Игнатьев. — В 1979 году ему предложили возглавить гастроном на Круглой площади (сейчас это площадь Победы. — Прим. TUT.BY), куда он меня позвал работать. Так и в «Юбилейный-92» пришли работать вместе. В силу характера Владимир Сергеевич легко знакомился, дружил со многими дипломатами. Универсам занимался кейтерингом — организовывал обслуживание официальных и неофициальных приемов в посольствах и консульствах.

Бывало, что именитые персоны лично бывали в легендарном магазине. Так, «Юбилейный-92» посещал баварский принц Люитпольд (в его личном замке и по сей день выпускается баварское пиво Kaltenberg — прародитель того продукта, который начали производить в Беларуси), — писал о встрече сайт produkt.by.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
«Юбилейный-92» выпекал торты по фирменным рецептам.

А приезд главы коньячного дома «Хеннесси» Мориса Хеннесси (наследника в восьмом поколении), который состоялся в январе 2005 года, Владимир Нерозя лично вспоминал не раз. «Владелец „Хеннесси“ во время визита пожелал отведать нашу национальную кухню. Сказал об этом часов в десять вечера. Так вот, ни в одном ресторане не готовили тогда настоящие драники, подавали только размороженные из Голландии. В итоге мы отработали в „Юбилейном“ всю ночь, но приготовили нашу национальную кухню, нашли самогон и угостили человека как надо», — рассказывал о приеме высокого гостя Владимир Сергеевич.

Когда был продан ставший уже легендой «Юбилейный-92», многие как в воду глядели, когда говорили, что с Владимиром Нерозей уйдет эпоха магазинов, отличающихся уникальной атмосферой. Да, таких больше нет.

Справедливости ради нужно сказать, что новый владелец — сеть «Соседи» — тоже создает для покупателей свою атмосферу, пусть и сетевую.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— В магазине была увеличена полезная площадь, у покупателей по-прежнему пользуется спросом продукция кулинарии, особенно фаршированная щука и рулетики из баклажан, а также новшество — приготовленные на гриле куры и свиные уши, — говорит заведующая Елена Затягина. — Сохранилась добрая традиция готовить торты и другие блюда на заказ.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Все материалы проекта «Легендарные универсамы»

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-70%
-15%
-20%
-10%
-90%
-50%
-20%
-20%
-20%
0059025