«Такого не может быть!» — первая реакция на рассказ Юрия Залога. Это в регионах бывает, что начальники заставляют рабочих в рабочее же время пахать на своих дачах. Не в Минске. Но Юрий пообещал собрать работников, которые трудились на бывшего и нынешнего председателей товарищества собственников по Горецкого, чтобы мужчины подтвердили этот факт.
На встречу пришли несколько человек. И в подробностях рассказали, как, почему и за что делали жизнь начальства ярче и комфортней.
Предыстория
Это товарищество собственников (ТС) объединяет 12 панельных многоэтажек. Сдавались дома в 2003-м, когда уже у граждан был выбор — идти на обслуживание в ЖЭС или создавать ТС и нанимать своих работников. В те времена была и еще одна «фишка»: в домах выделялись служебные квартиры для работников товарищества. Таких в этом товариществе полтора десятка. Живут в них как руководство ТС, так и рабочие — дворники, сантехники, плотники.
Некогда законодательство позволяло обещать людям: отработаешь в ТС 10 лет — и жилье станет твоим. Люди верили.
В одной из таких служебных квартир и собрались работники ТС — те, с кем не продлили контракты, те, кому контракты продлили недавно, и те, кому перезаключать контракты нужно будет в ближайшее время. Или освобождать жилье.
— Нам обещали: отработаете десять лет — и квартиры достанутся вам. Мы минчане, мы пошли работать сюда ради квартир. Я лично ушел с МАПИДа, потому что квартиру тут давали сейчас, а там нужно было несколько лет ждать своей очереди. Когда получили это служебное жилье, нас сняли со всех очередей — мы стали не нуждающимися, — рассказывает Александр, который работал плотником.

Александр уволился не по статье — два года назад закончился очередной контракт, и его просто не продлили. И обязали выселиться. До 10 лет не доработал. Впрочем, как минчанин Александр не остался вовсе без крыши над головой. Но говорит, что «Обидно: как раб, работал 10 лет за копейки».
— С годовыми контрактами все просто: закончился год, не продлили — до свидания. Неугодным я стал, когда начал открывать рот, спрашивать, где обещанные квартиры, где документы, где зарплата наконец? У меня руки из правильного места растут, я и одному начальнику делал, и второму — дачи, всем родственникам их и врачам — в рабочее время. А тут непонятно, что с документами, что с зарплатами. Главное, уволили вроде как потому, что плотник не нужен. Но сейчас в товариществе есть плотник, нужен, оказывается.
С Юрием, электриком, не продлили контракт недавно.
— Есть предписание — освободить квартиру. А клялись же, что первый председатель, что этот (он раньше главным инженером у нас был) — работайте, не думайте, будут ваши квартиры вашими. Теперь председатель рассказывает, что документы на квартиры утеряны.
— У всех такая ситуация?
Мужчины кивают. Говорят, нынешний председатель сейчас тоже живет в такой трехкомнатной квартире.

— А предыдущий куда делся?
— Пошел председателем в другое товарищество собственников. Он ничего не боится, у него сын знаете, какую должность занимает? — говорят рабочие. И должность называют.
Среди рабочих, кому было что сказать, — разговорчивый Т. С ним контракт продлили. Фото не ставим и фамилий называть не будем (если только правоохранителям в рамках проверки) — люди не хотят уходить с работы. Недовольны, обижены на руководство, но сама работа им нравится.
— Начальство не любит тех, кто открывает рот, когда об него ноги вытирают. Но надоело уже. Мы не рабы! А были в таком состоянии все это время. Мы надеялись, что новый председатель будет другим. Он же у нас главным инженером был, нормальный такой был. А как стал председателем — так похлеще оказался, чем предыдущий. Нам обрезал зарплату. У меня 4,5 миллиона была год назад, сейчас 3,5 миллиона стала.
Мужчины задумчиво кивают: обрезали всем. И всем страшно, что выставят из служебных квартир на улицу. А ведь по десять лет прожили, надеялись…
— И работа ж без выходных не оплачивается. Вот, например, залитие ночью — надо вызывать аварийку. Решили с аварийкой договор не заключать. Председатель договорился с нами: вы, хлопцы, будете ночью чуть что работать, а мы вам оплатим. Ни разу не заплатил! В выходные работали. Переработки у всех. Раз вызвали комиссию по труду — комиссия установила, что есть переработки. Заставили заплатить. Думали — все, контракты не подпишут. Так это когда было — в 2013-м. Потом скользящий график сделали. Это ж не раз ругались — это годами длилось.
— Я когда ходил по инстанциям, мне говорили: вы мстите, — говорит Юрий. — Начальству у нас доверие абсолютное. Что бы начальство ни делало, все хорошо. А рабочего человека, работягу, никто не слушает. Невозможно ничего доказать. Написали коллективное письмо. Везде говорят: «Да не может быть такого»!
Официальные бумаги
Заявление Юрия не голословное. Коллективную жалобу рабочие действительно написали. Изложили все факты. Отправили в районную администрацию и в КГБ. Администрация ответила, что вопрос не в ее компетенции. КГБ по Минску отправил обращение в ГУВД, ГУВД — ниже. Итоговый ответ пришел из ГОМ-2 Фрунзенского района: «Изложенные в Вашем заявлении факты не входят в компетенцию ОВД».
— Наш председатель товарищества еще, как мы знаем, в трех организациях работает. Мы его видели на чужих домах. В рабочее время. Это разрешено? — продолжают мужчины.
— Да, еще на дачи когда нас вывозили, материалы нередко брали в товариществе. Даже тележки покупали две сюда — одну туда. Машинами с Лобанка, 14 туда возили все, проводку, сантехнику…
Дача предыдущего председателя рабочим — как родная, говорят, хоть сейчас можем съездить, показать, где кто что делал, где какие «косяки», где трубы под землей лежат.
— Покажем лавку желтую пластиковую, которую для благоустройства выделяли, такая же тут под домом стоит. Вряд ли он ее убрал — надежно забетонирована, плиткой обложена. 28 километров отсюда, не так далеко.
— Каждое лето, как тепло станет и пока все не замерзнет, ездили. Жильцы ходят: где ваш плотник? Говорят — плотник в отпуске, плотник болеет. И жильцы думают, что я …, а я лето на даче у председателя, — говорит Александр.
— Я когда-то спросил, да сколько можно ездить на эти дачи, — говорит Юрий. — А бывший председатель мне: я ж тебе деньги плачу, я тебе зарплату плачу. Кто мне платит? Вы лично?! И ездили туда только в рабочие дни. Никогда — в выходные. Пахали с утра до вечера. Такие наглые, не представляете… Но ради хаты терпели.
— А у нынешнего председателя?
— Квартиру служебную делали ему, — говорят рабочие.
Мужчины рассказывают, что выполняли работы, которые не должны были выполнять — не та квалификация. И косили, и крышу крыли, и пенопластом утепляли.
— А как это по документам проходило? Кого по документам нанимали, кому за то, что мы делали, платили? Сколько материалов списывали? Тонны краски… Жильцы всего этого не знают — нас-то на собрание членов товарищества не звали. А мы многое можем рассказать.

Правовой провал
Если бы рабочих госпредприятия отправили на строительство дачи начальника в рабочее время под угрозой увольнения — начальник бы пошел по статье после первой же жалобы. Дело было бы точно в компетенции милиции. Сложнее с ТС. Это ведь даже не коммерческая организация.
REALTY.TUT.BY напишет, удалось ли героям материала найти справедливость и какая из госструктур заинтересовалась изложенными в материале историями.