Новости
Экспертиза
От застройщика
Строительство
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама

Офтоп


/ /

Времена, когда продуктовые магазины не были сетевыми и отличались самобытностью, остались в прошлом. Но вспомнить есть о чем. Например, как в универсам «Юбилейный-92» весь город ездил за французскими багетами, а в «Гродно» продавцы говорили на белорусском языке. Сегодня мы вспомним легендарный универсам «Центральный», где была электронная очередь, итальянцы учили продавцов улыбаться, а покупатели стояли за «Докторской», одеколоном «Тройной» и импортным средством для глажки белья.

REALTY.TUT.BY начинает проект «Легендарные универсамы», где будет рассказывать о культовых продуктовых магазинах столицы.

Сначала магазин № 13, а потом — Центральный

На первом этаже жилого дома по адресу проспект Ленина, 23 (сейчас проспект Независимости. — Прим. TUT.BY),построенном в 1953 году, по замыслу архитекторов Михаила Парусникова и Георгия Заборского расположился большой продовольственный магазин. Назывался он тогда просто: магазин № 13 и относился к райпищеторгу Ленинского района. На снимке, датируемым 1956 годом, хорошо узнаются детали этого магазина, которые сохранились и до наших дней.

Жилой дом, архитекторы Г. Заборский, М. Парусников, 1949−1953 гг. На первом этаже размещается продуктовый магазин № 13

Название «Центральный» универсам получил лишь в 1977 году, когда к жилому дому пристроили большой торговый зал, подниматься в который до сих пор нужно по двум крутым лестницам. Впрочем, если бы в те времена существовали общественные обсуждения, то пристройка могла бы и не появиться — местные жители лишились детской площадки и просторного двора.

Большой торговый зал пристроили к жилому дому в 1977 году.

«Рассказывали, что жильцы дома, раздраженные строительством и связанными с ним неудобствами, пожаловались тогдашнему руководителю республики. Петр Машеров поручил ответить, что понимает их проблемы и что всем желающим будут немедленно предоставлены квартиры в любом из новых районов города Минска. Понятно, что протесты после этого немедленно прекратились», — вспоминает краевед Вадим Зеленков.

А вот для продавцов «Центрального» его открытие, которое состоялось 27 февраля 1977 года, было настоящим праздником.

 — В день открытия магазин работал всего два часа с 17.00 до 19.00, — вспоминает кассир Тамара Ивановна Кожемяко, которая трудится в «Центральном» уже 38 лет. — Ощущения были очень волнующие! Чувствовался праздник, хотя до открытия много поработали — мыли стены, убирали, красиво выкладывали товар.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Тамара Ивановна работает в «Центральном» 38 лет

Тонны колбасы и четыре вагона дефицита на Север

Когда появился большой торговый зал, прежнее помещение магазина стало своего рода вестибюлем — там остался кафетерий с длинной барной стойкой у окна. Сохранился в этом вестибюле и дух советской эпохи в виде массивных люстр и барельефов, где каждый — напоминание о пятилетках, урожаях и надоях.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Продавец Алла Георгиевна Борозна работает в «Центральном» с момента его открытия — в этом году ее трудовой стаж составит 39 лет. Она вспоминает, что в те времена все было скромно:«В кафетерии на первом этаже продавали заварные пирожные, кофе с молоком, особенно хорошо шли бутерброды с салом на хлебе, а также с вареной колбасой. За молочным коктейлем всегда стояла очередь».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Так раньше выглядел отдел «Торты». Фото из архива универсама «Центральный»

К слову, с будущим мужем Алла Георгиевна познакомилась, когда работала в отделе «Торты» на первом этаже. Там же до пристройки торгового зала продавали все продукты.

 — Стояла в «тортиках», а он подошел ко мне познакомиться, — рассказывает о муже-летчике Алла Георгиевна. — Через два месяца мы уже поженились — все случилось, как и мечтала…

Продавец вспоминает, что «Центральный» всегда отличался наличием колбасы и мяса. «Выбрасывали колбасу тоннами, очереди были огромными, но работать все равно было проще, чем сейчас, когда ассортимент колбасных изделий составляет порядка 80 наименований. А в те времена было всего несколько видов: «Докторская» высшего сорта, «Краковская», «Столичная».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Кто-то из работников даже припомнил, что во времена дефицита они покупали мясо (в своем магазине было проще) и обменивались с продавцами из ГУМа на импортные одежду и посуду, которые те покупали якобы для себя.

А вот сырокопченая колбаса даже в «Центральном» была в дефиците. На этот счет продавец Алла Георгиевна рассказала любопытный факт:

 — В 80−90-е годы работники «Центрального» выезжали с торговлей на Север в город нефтяников Лангепас, который строили белорусские специалисты. Ездили туда по два раза на год, в августе и феврале, и привозили по четыре вагона товара — там же были и тушенка, и сырокопченая колбаса… Жили в общежитиях, работалось тяжело, но весело — были еще молодыми. В 1991 году в Лангепас ездили в последний раз.

Белорусские специалисты на строительстве города Лангепас. Фото: с сайта stroyka.by
Белорусские специалисты на строительстве города Лангепас. Фото: с сайта stroyka.by

Нынешнее руководство магазина уверено, что «Центральный» всегда опережал другие магазины.

— Экспресс-касса там уже была лет тридцать назад. У одних из первых появилось финское оборудование, — вспоминает замдиректора Ирина Дмитриевна Степанова, которая работает здесь уже больше 20 лет. Она показывает нам старые фотографии, которые хранит в своем кабинете. В большом торговом зале выстроились продавцы, видна аккуратная раскладка товара и даже ценник на одном из тортов: 2 рубля 35 копеек.

— В советские времена «Центральный» славился хорошими отношениями с Минторгом. Ведь магазин находится в центре города, надо было, чтобы прилавки не пустовали. Поэтому в Минторге всегда можно было попросить дефицитные продукты — колбасу и мясо — и быть уверенными, что их выделят. Мясокомбинаты в первую очередь везли колбасу к нам, причем тоннами, пусть и в маленьком ассортименте.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Коллектив универсама «Центральный» у экспресс-кассы. Фото: из архива универсама «Центральный»

Несмотря на то что «Центральный» был продуктовым магазином, там можно было купить и промышленные товары. В отделе «Хозяйка» очень пользовались спросом «Тройной» одеколон, пеленки, белорусская керамика.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
В «Центральном» был отдел «Хозяйка», где продавали посуду и другие предметы для дома. Фото: из архива универсама «Центральный»

— Когда надо было делать план товарооборота, база хозторга выделяла импортную посуду, особенно кастрюли были в большом дефиците, — рассказывает Ирина Степанова. — Были очереди и за импортным средством для глажки белья в виде аэрозоля, которое больше никто не продавал. И я до сих пор вспоминаю этот удивительный финский аэрозоль, который творил чудеса: брызгаешь на белье — и оно легко гладится, становится очень мягким.

Первая электронная очередь и уроки продавать по-итальянски

Отличался «Центральный» и современной выкладкой товара, а также методами торговли. Известно, что магазин одним из первых перешел на самообслуживание. Переживали на этот счет крепко. В то время даже сложно было представить, как это можно запустить в торговый зал покупателей, которые будут сами выбирать товар. А вдруг начнут воровать? Но страх этот, говорят, быстро прошел.

— Мы одними из первых сделали реконструкцию магазина, — вспоминает Ирина Степанова. — В середине 90-х к нам пришла итальянская фирма «Сидис», которая стала партнером магазина. Так вот итальянцы учили нас передовым методам торговли: как обслуживать покупателей, рассказывать о товаре, общаться, улыбаться. И проблему очередей в «Центральном» помогли решить итальянцы, когда еще в 1995 году привезли специальное устройство, которое сейчас называется «электронной очередью».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: из архива универсама «Центральный»

Работала эта очередь так: в отделе стоял аппарат, который работники универсама прозвали «уткой», из которого выползал отрывной талончик. Здесь же, в отделе, было и табло, где загорался номер очереди. Покупатель мог таким образом отследить, когда ему можно подойти, забрать и оплатить свою колбасу.

Вспоминают продавцы и единственный визит президента. Поскольку в то время актуальным был вопрос о повышении цен, то глава государства и сделал на этом акцент.

— Было это лет 18 назад, — говорит Ирина Дмитриевна. — Президент спрашивал, насколько повысились цены, как на это отреагировал покупатель. Мы отвечали так, как есть на самом деле. И на следующий день все слова директора были перепроверены.

Впрочем, к вниманию известных персон «Центральный» давно привык — когда-то заходили сюда Борис Немцов, актер Вячеслав Тихонов, недавно были Клара Новикова и Лев Лещенко. Приходят за покупками и гастролирующие артисты Белгосцирка.

«Центральный — это не просто магазин, где можно купить хлеб-молоко, это магазин-клуб»

Ирина Дмитриевна уверена, что магазин живой, сюда приходят люди, чтобы не только купить хлеба-молока, но и пообщаться.

— Это магазин-клуб, не иначе. Помнится, не успели мы поставить рошеновское оборудование в кондитерском отделе, а у нас уже собрался митинг в торговом зале. Как это, мол, «вражеское» оборудование поставили? А другие, наоборот, радовались, что поддерживаем украинского производителя. Не успели начать на первом этаже реконструкцию, как народ волну поднял, чтобы все оставили по-прежнему.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

При этом на защиту вестибюля с длинной барной стойкой, где днем посетители чаще пьют кофе, а вечером — пиво, выступает и само руководство.

 — В советские времена все было проще, — говорит Ирина Дмитриевна. — Работяга после смены мог купить бокал пива из бочки и выпить на месте. А теперь что? На улице выпивать нельзя. Поэтому на первом этаже собираются простые нормальные люди, работяги, которые не ходят по ресторанам и барам, но хотят отдохнуть. Некоторым это не нравится, что здесь, на первом этаже продают спиртное, но ведь простому человеку тоже надо где-то отдохнуть.

В кафетерии давно исчез любимый минчанами кофейный коктейль «Орфей», зато появилось современное оборудование для варки кофе. Ирина Дмитриевна рассказала, что «кофе покупается самый лучший в Минске — „Иония“. Он выбирался долго, чтобы был не горький».

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Руководство уверено, что покупатели приходят в магазин не за крутыми покупками, а обычными продуктами и фирменными штуками вроде торта «Мечта». Выпускают его с момента открытия в «Центральном» кондитерского цеха в 1999 году. За многие годы этот торт сохранил натуральные ингредиенты и нигде больше не продается. Рецепт придумали местные кондитеры и, как видите, не прогадали.

 — Мы до сих пор сохраняем много контактной торговли, чтобы можно было не только предложить товар покупателю, но и рассказать, что из этого можно приготовить, — говорит Ирина Дмитриевна. — Считается, что если что-то где-то не купили, то в «Центральном» всегда можно это найти. Стараемся поддерживать эту марку.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В планах у руководства «Центрального» завершить работы по установке современного технологического оборудования, а также рассматривается вопрос установки эскалаторов, чтобы покупателям было удобно подниматься на второй этаж, где расположен торговый зал.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY


Другие новости