• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Офтоп


О том, что на месте заброшенных заводов в центре Минска пора навести порядок, городские власти говорят уже давно. А перспективы застройки территории в границах улиц Красноармейской — Первомайской — реки Свислочи, основную часть которой сегодня занимают строения ОАО «Станкостроительный завод имени С.М. Кирова», обсуждали уже не раз. И вот наконец-то город определился. Правда, пока только с концепцией застройки, а не с точным проектом.

«Вопрос на контроле у президента». Кто и когда наведет порядок на месте заброшенных заводов в центре Минска

Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома предпринимал несколько попыток определить перспективы территории. Свои предложения по этому поводу высказывали ведущие проектные институты и творческие архитектурные мастерские. Многие идеи были довольно интересны, но, по мнению членов архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе Минска, требовали дальнейшей проработки.

В 2014-м появились две концепции застройки этой площадки. Обе разрабатывались по заказу инвесторов, которым принадлежит часть выкупленного имущества предприятия. В одном варианте предлагалось возвести в этом месте жилье повышенной комфортности. В другом — совместить жилые и общественные объекты. Надо добавить, что по генплану на месте завода располагается зона общественной застройки. Обе версии архитектурно-градостроительный совет подверг критике, поскольку возникла масса вопросов: о транспортном сообщении и обслуживании территории, о том, куда девать автомобили, если подземные паркинги исключаются из-за близости реки и высокого уровня грунтовых вод, о том, правомерно ли практически на самом берегу Свислочи возводить здания даже средней этажности, не говоря уже о высотках, ведь застройка может погубить ландшафт.

Заброшенные цеха. В Германии их сносят и строят престижное жилье. В Беларуси ждут богатых инвесторов?

Прошел год. И недавно на суд экспертов вынесли доработанные концепции. Как и ранее, одну представила творческая мастерская архитектора Бориса Школьникова, вторую — мастерская Виктора Крамаренко. Рассмотрев оба предложения, республиканский архитектурно-градостроительный совет при Минстройархитектуры рекомендовал для дальнейшего проектирования версию мастерской Крамаренко.

Надо сказать, что она не поменялась радикально, это скорее оптимизация прежних разработок. Как сказал руководитель творческого коллектива:

— Мы отказались от интенсивной плотной застройки, снизили этажность зданий и убрали лишние объемы, чтобы была возможность через проектную территорию связать зеленую зону возле гостиницы «Пекин» и реку Свислочь.

Что же видят архитекторы на месте завода? Практически через всю территорию предлагается сформировать современную пешеходную улицу, которая будет проходить через несколько небольших площадей. Первая из них — Набережная — станет входной и расположится со стороны Первомайской, где сохраняются и реконструируются два небольших существующих здания. Далее — Овальная, Кошарская (по историческому названию местности) и Китайская площади (напротив отеля «Пекин»).


— Кошарская площадь необычная, — рассказывает Виктор Крамаренко. — Она должна быть знаковой, уникальной — мы предлагаем в центре сделать сооружение, где под светопрозрачной кровлей расположатся кафе, рестораны, выставочные и кинотеатральные залы. Это площадь, которая должна притягивать людей. Естественно, здесь требуются хорошее благоустройство, скульптурные композиции.

Что касается застройки, то от улицы Первомайской и до середины территории (той самой Кошарской площади) она предлагается квартальная, по принципу пешеходных улиц, где первые-вторые этажи отданы под торговлю, кафе, мелкие обслуживающие объекты, то есть все, что интересно людям. А выше — жилье и административные помещения, причем требуется разумное сочетание, ведь если сделать только офисы, то вечером здесь будет пусто. Поэтому пешеходные улицы всегда включают разные функции. По масштабу застройка должна быть в духе проспекта Независимости — 4−6-этажная. А вот дальше от центра, в сторону улицы Смоленской высотность строений постепенно увеличивается до 12−16 этажей, чтобы создать мягкий, но выразительный силуэт.

За Кошарской площадью пешеходная улица чуть сворачивает и выходит под крытую светопрозрачной крышей галерею, внутри которой располагаются торговые и обслуживающие объекты. К ним примыкают два здания — апартаменты и гостинично-административный комплекс. Такое решение продиктовано тем, что один из ранее не использованных добротных заводских корпусов инвестор хотел бы превратить в лофт (здание промышленного назначения, переоборудованное под жилье, мастерские или офисные помещения. — Прим. авт.). Рядом с ним, ближе к реке, предлагается возвести два жилых дома. На территории также оставлено место для школы. Проектировщики увидели ее не типовой, а выполненной по-особенному, в контексте всей застройки — со стеклянной крышей над внутренним пространством-двором. Школьным стадионом, примыкающим к Свислочи, смогут пользоваться жители всего района.

Также в концепции предусмотрено создание физкультурно-оздоровительного центра, паркинга с велоцентром, прокатом инвентаря, местом технического обслуживания велосипедов и кафе.

По задумке авторов, с пешеходной улицы через арки и дорожки между зданиями можно выйти на набережную, то есть всё органично соединено с рекой и парком по другую сторону улицы Красноармейской. Концепция также предполагает, что несколько пешеходных мостиков через реку соединят проектную территорию с улицей Пулихова.

Сможет ли улица Красноармейская стать новой Октябрьской?

А что с транспортными связями и местами хранения автомобилей? По проекту детального планирования потребуется модернизация улиц Пулихова и Красноармейской, создание дополнительных парковочных мест. Предполагается также построить транспортный мост через Свислочь, чтобы связать улицы Красноармейскую и Ленина. Еще один мост может вывести транспорт на улицу Смоленскую. Что касается парковок, то по концепции они должны прятаться под дворовыми территориями, незначительно углубляясь в землю.

- Вся архитектура, показанная нами, пока условная, концептуальная, — отметил Виктор Крамаренко. — Она может уточняться при реальном проектировании. Думаю, все дома должны быть разными, чтобы не повторялись впечатления от того, что видишь вокруг. Хорошо, если проекты на конкурсной основе предложат разные архитекторы. Ясно одно — этой застройке нужен дирижер, чтобы весь оркестр звучал слаженно и не возникло архитектурного диссонанса. Реализовать задуманное с привлечением инвесторов можно за 6−7 лет. Недавно мне довелось посетить Гамбург, ходил по только что созданной, с современной архитектурой пешеходной улице. Находиться там — одно удовольствие. После шумных городских магистралей, транспорта, попав в такое пространство, мы чувствуем себя иначе, ощущаем жизнь, к которой человек привык до эпохи глобализации.

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-50%
-15%
-20%
-10%
-35%
-20%
-10%
-20%
-70%