С просьбой о помощи в редакцию REALTY.TUT.BY обратились участники товарищества собственников "Жилой комплекс "Акварельный", чей дом год назад построили в Боровлянах.

Проектировал расширение трассы "Белгипродор", а строит ее "Минскавтодор-Центр".
![]() |
Строительные работы уже начались. |

По словам жителей дома, дворовая территория находится ниже уровня существующей проезжей части и обочины трассы, и во время дождя на пешеходную дорожку и парковку с дороги стекают грязные дождевые потоки. Потом вода несколько дней стоит в виде огромных грязевых луж.

– Эта трасса с ограничением скорости движения до 40 км/час, но это не меняет ситуации. Нам объясняют, что транспортный поток сейчас – 40 тысяч автомобилей в сутки, поэтому одной полосы не хватает. Но ведь в таком случае дорога пройдет прямо у нас под окнами! – говорит житель дома Александр. – Проектировщики сказали, что столбы просто перенесут, пешеходную дорожку обрежут, деревья спилят и вплотную подведут трассу к нашему дому. Расширение в обе стороны приводит не только к нарушению требований действующих норм, но и к дополнительным финансовым затратам: с нашей стороны проложены коммуникации дома, а красная линия проходит сейчас по деревьям и фонарным столбам. Мы спросили, что будет с нашей дворовой территорией и со всем остальным, и ответ у проектировщиков был простой: получите компенсацию.
![]() |
Жители дома не готовы мириться с такой близостью трассы. |
Когда жители дома узнали, что будут расширять дорогу, сразу написали письмо председателю Миноблисполкома Семену Шапиро, а потом отправили запрос в "Минскавтодор-Центр" с просьбой ознакомиться с проектным решением.

– Проектное решение нам так и не показали. Но строительные работы идут каждый день, и мы видим, что дорогу расширяют и в нашу сторону, – говорит житель дома.
Александр Жуковский, директор компании-застройщика, ООО "ТЕНКинвест", недовольство жителей многоэтажки понимает, но уверяет, что при проектировании дома были выдержаны все нормы по размещению и тротуаров, и самого дома относительно дороги.

– Сама "посадка" дома согласована, есть разработанный проект, который прошел экспертизу. Проект делается на основании технических условий – просто так строиться, где хотим, мы не можем. При этом еще на стадии проектирования жилого комплекса технические условия, нормы и требования всех необходимых организаций, в том числе "Минскавтодора", мы получили и выдержали, – рассказал REALTY.TUT.BY Александр Жуковский. – После постройки объекта мы прошли еще ряд экспертиз, получили справки, что все в порядке. Более того, у нас есть заключение Центра гигиены и эпидемиологии и Комитета экологии о том, что соблюдены нормы и по уровню шума, который мы измеряли утром и вечером.
По словам Александра Жуковского, еще на стадии строительства застройщик обратился в БелНИИПградостроительства, где разрабатывали генплан Боровлян, с просьбой объяснить категорию дороги Р-40.
– Нам пояснили, что она относится к категории дороги местного проезда, а не трассы. То есть по нормам она может подходить на расстояние 15 метров от дома.
Более того, застройщик уверен, что расширить дорогу в сторону "Акварельного" дорожники не смогут юридически: земля принадлежит товариществу собственников многоэтажки.

– Расширить в две стороны, как боятся жители, не получится просто технически. Во-первых, тогда дорожники заденут парковку, а во-вторых, земля принадлежит товариществу собственников. Прежде чем начать прокладывать полотно, дорожникам придется получить проект отвода участка ТС. Естественно, согласия жильцы не дадут, а дорожники в одностороннем порядке положить асфальт на чужой земле не могут. К тому же со стороны дома проходят коммуникации – в 9 метрах проходит газ. Перекладывать инженерные сети слишком дорого, проще "увести" дорогу в другую сторону, – считает Александр Жуковский.
Тем не менее в "Белгипродоре" говорят, что дорогу расширят в обе стороны. Правда, делают оговорку: сделано это будет по всем нормативам.

"Проектными решениями предусмотрено уширение автомобильной дороги на участке, являющейся городской улицей, в обе стороны в пределах существующей полосы отвода, – говорится в официальном ответе "Белгипродора" товариществу собственников "ЖК "Акварельный". – Согласно ТКП, отступ жилой застройки от красной линии для улиц категории Б4 (которой является эта дорога. – TUT.BY) должен составлять 10 метров. В данном случае это значение составляет от 13 до 15,5 метра. Расстояние между проезжей частью улицы категории Б4 и тротуаром на застроенной территории должно составлять минимум 2 метра. В проекте это значение в самом узком месте – между проезжей частью и существующей пешеходной дорожкой – составляет 3,15 метра".
Более того, проектировщики пообещали: согласно проекту, построят водоотвод и ограждение, которое не позволит машинам с трассы выезжать на территорию пешеходной дорожки.
Правда, жильцы настаивают: дорогу в сторону их дома расширять не должны, а в соблюдение норм при строительстве они просто не верят. Поэтому готовят очередное коллективное обращение к губернатору области.
– Но даже если все нормы соблюсти, в целом, чисто по-человечески, со стороны проектировщиков и инженеров очень некрасиво расширять дорогу к дворовой территории дома при том, что с противоположной стороны земли достаточно. Можно еще одну трассу проложить параллельно, – считает жилец дома Александр. – Поэтому мы сейчас готовим письмо Семену Борисовичу (Шапиро, председателю Миноблисполкома. – TUT.BY) о том, что его идею сделать в Боровлянах все красиво, рубят на корню.