107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  2. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  3. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  4. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  5. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  6. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  7. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  8. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  9. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  10. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  11. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 марта
  12. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  13. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  14. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  15. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  16. 211-й день после выборов. Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  17. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  18. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  19. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  20. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  21. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  22. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  23. В Евросоюзе пропал белорусский дальнобойщик
  24. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  25. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  26. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  27. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  28. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  29. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  30. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было


Олеся Смирнова,

70 лет назад, в 1944 году, в Нью-Йорке было организовано Общество промышленных дизайнеров, которое стало фундаментом становления новой профессии. Благодаря ее развитию западные потребители увидели красивые, функциональные и конкурентоспособные товары. В нашей же стране на протяжении десятилетий промдизайн оставался в зачаточном состоянии. О нынешнем положении дел в этой отрасли и о перспективах ее развития нам рассказал дизайнер международного уровня Игорь Соловьев. 
 
промышленный дизайн
Игорь Соловьев. Фото TUT.BY.
 
Игорь Соловьев – талантливый промышленный дизайнер, с которым охотно работают мировые брэнды. Среди его заказчиков были французская компания Objets Design (производство электроники и аксессуаров), американская Producto POP (выпуск напитков под торговыми марками Absolut, Smirnoff, Johnnie Walker, Ballantine's, Baileys, Grey Goose, Pepsi-Cola и др.), итальянско-гонконгская Simplicity Urban Solutions Ltd. (производство мебели).
 
упаковка - промышленный дизайн
Упаковка Johnnie Walker, созданная Игорем Соловьевым.
 
промышленный дизайн. супруга Соловьева
Мария - супруга Игоря Соловьева.
Помимо основной работы Игорь рецензирует дипломные работы, читает лекции, участвует в конкурсах, причем не только в качестве конкурсанта, но и члена жюри. Его работы, многие из которых созданы совместно с супругой Марией, неоднократно были удостоены наградами и призами: дипломом "Надзея Прафесii" на мебельном конкурсе в Беларуси, золотой медалью на выставке РОСУПАК в Москве и дипломом в номинации "Росупак выбирает дизайнера", 11 наградами международного дизайнерского сообщества "Design and Design" в Париже, дипломом лауреатов конкурса "Дизайн-содружества 2013", проводимым в Смоленске. Кроме того, проект стула "Гипносис", разработанный совместно с Дмитрием Самалем, стал победителем конкурса "Постулат", а проект одноразовых часов Timeflex попал в шорт-лист международного конкурса.
 
Проекты Игоря можно купить в разных уголках мира: начиная с России и Беларуси, и заканчивая Францией и странами Азии.
 
промышленный дизайн мебели
Мебель из искусственного ротанга, созданная Игорем, продается в азиатских странах и во Франции.
 
промышленный дизайн часов
Самоклеящиеся одноразовые часы Timeflex принесли Игорю профессиональный успех. Были представлены на конкурс, тема которого звучала "Как будут выглядеть часы через 150 лет". Проект принес первую известность и иностранных заказчиков.

промышленный дизайн лампы
Энергосберегающая лампа "Озарение" – один из самых ярких проектов Игоря Соловьева. Привлекла к себе огромное внимание СМИ, интернет-пользователей и компаний, готовых продавать лампу в своих магазинах. Игорем были проданы авторские права французской фармацевтической компании для использования изображения лампы в рекламной кампании.

Созданные Игорем вещи полностью решают задачи промдизайна: они красивы, функциональны и коммерчески успешны. Так, его упаковка для косметики ЗАО "Миран" на основе козьего молока, изначально представлявшая собой имиджевый проект, помогла добиться огромных объемов продаж, которые в десятки раз превысили ожидания. Между тем Игорь отвечает, что "коммерческий успех зависит не только от дизайна упаковки, но и от качества ее производства, правильного позиционирования на рынке, ценового уровня, состава продукта и многих других факторов". 
 
промышленный дизайн упаковки косметики
Упаковка для косметики на основе козьего молока.

Мы попросили Игоря высказать свое мнение по поводу загруженности складов и плохой продаваемости отечественных товаров, о чем в последнее время пишут СМИ. Что в этой связи можно посоветовать нашим предприятиям? В каких отраслях дизайн может стать "продающей" силой? "Дизайн – это серьезный экономический рычаг, и, наверное, нет той сферы, в которой он не оказывал бы воздействия. Продажи – не исключение. Но дизайн – не панацея, он хорошо работает, когда не рассматривается как фаза создания чего-либо, а присутствует на всех этапах производства как системный и комплексный подход, начиная от идеи и заканчивая потреблением и утилизацией. В случаях, когда менять, по сути, можно только цвет, фактуру и, грубо говоря, радиусы закруглений, отдача от дизайнера может быть не такой заметной. С другой стороны, применяя инновации, пробуя нестандартные подходы, внедряя новые технологии, предприятие, конечно же, идет на риски, но и выигрыш может оказаться значительным".
 
В качестве примера Игорь напомнил о сотрудничестве дизайнера Джонатана Айва и Стива Джобса, которые продумывали не только концепцию изделия, но пользовательские характеристики и его внешний вид. Их интересовали мельчайшие детали всего производственного процесса, красота расположения элементов на платах, эстетика внутренних поверхностей корпусных деталей, организация службы сервиса, упаковки конечной продукции, интерьер фирменных магазинов и способы продаж. Да, при этом конечная продукция была дороже, чем у конкурентов, но она обладала дополнительными потребительскими свойствами – набором качеств, с помощью которых била все рекорды продаж.
 
"Наверное, побеждает идея и наличие безудержной веры в нее. Важны, конечно, и благоприятные условия. Бессмысленно навязывать предприятию свыше решения о покупке тех материалов и комплектующих, которые производит соседний завод, только для того, чтобы продлить его стагнацию. Руководитель должен иметь свободу выбора и право распоряжаться своими ресурсами. Только тогда он сможет в полной мере отвечать за качество производимой им продукции. Думаю, что при таком подходе и дизайн займет свое органичное место и будет эффективно работать", – отмечает Игорь.
 
Дизайнер называет и другие проблемы, существующие в отрасли, причем многие из них начинаются с образования. Сейчас многие ВУЗы выпускают специалистов-дизайнеров, не говоря уже о бесчисленных курсах, где за несколько месяцев можно получить диплом. Это, по словам Игоря, обусловлено скорее желанием заработать на подготовке дизайнеров, чем реальной необходимостью такого большого числа специалистов в нашей стране. Все это приводит к тому, что "обесценивается" значение дизайна. Ведь в глазах окружающих дизайнером можно стать за несколько месяцев. Отсюда и недоверие и недооценка отечественных специалистов.
 
"Еще одна проблема, – продолжает Игорь, – отсутствие опыта взаимодействия дизайнера и представителей производства. Исторически дизайн у нас возник не из-за экономической необходимости, а скорее как некое искусственное образование. Даже само слово "дизайн" было долгое время под запретом. Кстати, еще не так давно на некоторых предприятиях не было такой должности. Ты мог быть художником-оформителем, художником-конструктором или просто конструктором, но не дизайнером. Чтобы тебе подняли зарплату, нужно было сдавать на категорию конструктора. Вполне естественно, в такой ситуации мало кто из руководителей предприятий может воспользоваться возможностями специалиста в полной мере". 
 
Игорь рассказал и о том, что многие наши предприятия, копируют импортные аналоги. "С одной стороны это делается для минимизации рисков – ведь копируют, как правило, коммерчески успешные проекты. С другой стороны – для минимизации расходов – не надо платить дизайнеру. Для многих копирование кажется единственным выходом. Но если посмотреть на эту ситуацию шире, то все окажется не так уж и хорошо. Воспроизведение уже произведенного объекта – это повторение вчерашнего дня".
 
Изменить же непростую ситуацию в лучшую сторону удалось бы, по мнению дизайнера, если бы было больше мелких частных производственных компаний, которые в сравнении с предприятиями-гигантами обладают большей гибкостью, скоростью принятия решений и выхода готового продукта.
 
Еще одна идея – более активная популяризация промышленного дизайна: проведение специализированных выставок, конкурсов наподобие RED DOT в Германии или "Знака качества" в СССР, создание национальных премий, введение поощрения для отечественных производителей за внедрение авторских разработок белорусских дизайнеров.
 
Игорь Соловьев приводит в пример Россию, где программа господдержки промдизайна развивается достаточно давно и курируется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В стране проводятся научные исследования, открываются новые музеи, происходят различные мероприятия в сфере дизайна – идет его популяризация.
 
"Кроме того, в России больше частных производств, которые работают на внутренний рынок. Средний и малый бизнес, как правило, гибче подходят к вопросам, связанным с запуском и апробированием новых идей и проектов. У них более активно идет борьба за выживание и дизайн в ней используется, как реальный экономический рычаг".
 
"Нам, чтобы окупить затраты на производство, в большинстве случаев нужно ориентироваться на экспорт, а конкурировать с гигантами глобального рынка крайне не легко. Тем более, если предприятие обложено целым рядом ограничений и обязательств, а руководитель не смеет принять нестандартное решение под страхом уголовной ответственности. Тут можно пожелать только быть гибче. Возможно, нам придется стать не экспортной страной в плане товаров, а экспортной страной в плане идей".
 
При этом Игорь добавляет и то, что у нас не принято популяризировать имя дизайнера и приводит в пример IKEA: компания, ставя имя автора на каждом изделии, не только персонализирует предмет, но и продвигает шведский дизайн на мировом рынке. "В то же время за новыми моделями белорусских троллейбуса, автобуса и трамвая стоят фамилии конкретных дизайнеров: А. Длотовский, Д. Иванов, О. Куропатский, но об этом мало кто знает. Хотя имя шеф-дизайнера Фольксваген групп – Вальтер де Сильва – известно всем".
 
Однако было бы несправедливо говорить о безнадежном состоянии промышленного дизайна в нашей стране. Игорь отмечает и положительные моменты. К примеру, отрадно то, что услугами отечественных специалистов активно пользуются частные мебельные производства. Союзом дизайнеров Беларуси регулярно инициируется проведение тематических выставок и конкурсов. Налаживаются некоторые зарубежные связи, и у активных авторов есть возможность проявить себя. Проводятся яркие мероприятия, такие, как Design week Minsk. Игорь добавляет, что "к сожалению, мероприятие пока не стало таким масштабным, как хотелось бы – все, как всегда держится исключительно на инициативе нескольких человек. Думаю, что пока существуют неравнодушные люди, будет что-то происходить и у нас. Но не надо забывать, что на голом энтузиазме далеко не уедешь". 
 
В конце нашей беседы Игорь Соловьев дал оптимистичные прогнозы развития промышленного дизайна в Беларуси. "В нашей стране много древесины, у нас удобное географическое расположение. Я думаю, при правильном распределении ресурсов и расстановке акцентов, у нас перспективы очень хорошие. Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики был одним из самых сильных в Советском Союзе. Частично, мы еще пользуемся этим наследием. В Беларуси хороший человеческий потенциал. Есть люди готовые делать актуальные вещи, даже в существующих условиях".

Фото - Игорь Соловьев.

Читайте полную версию интервью с Игорем Соловьевым, участвуйте в обсуждениях на нашем форуме в разделе "Варианты дизайна" и изучайте компании, оказывающие услуги по дизайну помещений в Каталоге TUT.BY.
 
-50%
-5%
-70%
-70%
-25%
-15%
-25%
реклама