«Люди стали лучше к дому относиться», — рассказывает активист, который несколько лет назад заселился в дом с «убитым» подъездом в Уручье. Вместе с соседями за два года он навел там порядок. Мы узнали, чего это стоило, и сравнили, как «Дом ужасов» выглядел до и после совместной работы.

В «Доме ужасов» на Шугаева, 7 навели порядок. Здание построили в 1991-м, к 2016 году стены единственного подъезда были расписаны, замараны углы. Жильцы жаловались, что площадка первого этажа превратилась в общественный туалет.
В конце 2017 года местные взялись благоустроить первый этаж подъезда — начали с покраски стен, и завертелось.
Что сделали сами?
Инициативу проявил Денис Степуро. Все новости о преобразовании подъезда он выкладывал в телеграм-чат Минск: какие люди — такой и город.
Денис пишет: «Дом отныне просто Дом без Ужасов».


Финальной точкой стала установка новой тамбурной двери на входе. Основные работы и проводились на первом этаже.
Активист вспоминает, с чего начиналась борьба за нормальные условия в подъезде.
— После одного из собраний с администрацией района все жители разошлись, остались мы — пять человек, которые хотели что-то делать сами своими руками. Всего в ремонте участвовало человек 15.


Часть затрат на ремонт взяли на себя жители. Покрасили стены — краской поделился один из соседей. Скинулись по 10 рублей на новые почтовые ящики и сами их установили, поставили дверь в велоколясочную, спрятали трубы. После того как вандалы разгромили новые ящики для почты, соседи скинулись и на камеры видеонаблюдения — с квартиры по 15 рублей.
Степуро говорит, что деньги на ящики собирать было тяжело: в этом доме он живет всего несколько лет, многие жильцы его не знали. Активист заручился поддержкой соседки по этажу, которая представляла людям мужчину, рассказывала, что он готов навести порядок. Многих удалось убедить.
Большинство жителей оплатили установку новых ящиков, одна женщина до последнего была против, но потом все же сдалась.
— Дому 25 лет — 25 лет там бардак. Люди уже никому не верили. Первая партия ящиков была как рекламный образец. Потом соседи сами стали проявлять активность, интересовались, кому можно сдать деньги.
Старые почтовые ящики сдали на металлолом, вырученные с них 15 рублей пригодились при ремонте.



Из велоколясочной ящики перенесли, установили крюки для велосипеда. После обращений активиста ЖЭУ сделал здесь окно. Дело в том, что прежнюю раму выдрали, а проем забили фрамугой с одним стеклом — поэтому зимой в подъезде было холодно. После помощи коммунальщиков Степуро очистил обогреватель под окном от грязи и восстановил его экран.
— Раньше там мороз всегда был, а теперь баня. У жильцов квартиры сверху теперь пол теплый впервые за 27 лет, — рассказывает о результатах работы.
А что сделали от ЖКХ района?
Тамбурную дверь, лифты, освещение меняла жилищно-коммунальная организация уже за счет бюджета. Жители добились, чтобы домофонная компания выключила код, который раньше знали все посторонние и заходили в подъезд без ключа.
До того как люди взялись облагораживать подъезд, коммунальники также делали косметический ремонт. Поменяли окна в лифтовых, кое-где установили тамбурные двери и еще выборочно покрасили стены у лифта. С жителей тогда высчитали по 70−90 рублей.

Активист говорит: ремонт показал, что славу «Дома ужасов» здание получило из-за пришлых людей, а не из-за жителей подъезда.
— Говорили, что в этом виноваты жильцы, мол, они сами разносят свой дом. Это совсем не так. Я прошелся по квартирам: асоциальных семей нет, все нормальные люди, изменения восприняли позитивно. И если даже в такой пропащей высотке активными усилиями соседей при содействии коммунальных служб удалось навести порядок, то это возможно в абсолютно любом многоквартирном доме страны — все зависит прежде всего от нас самих.