• ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Интерьер, дизайн, ремонт


/ /

Студию Zrobym architects создали друзья-однокурсники Андрей Маковский (творческий псевдоним Андрусь Bezdar) и Алексей Кораблев в самый разгар кризиса, в 2011 году. Начинали они с расклейки объявлений в Каменной Горке, где предлагали разработать дизайн-проект квартиры всего за 50 долларов. Это время ребята считают «хорошим опытом и стартом». Сейчас уже все по-другому: стильный офис, штат креативных сотрудников, «свои» клиенты и возможность сказать «нет», если представления о работе жестко расходятся.

REALTY.TUT.BY побывал в архитектурной студии и узнал, как удалось молодым архитекторам организовать успешный бизнес.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Андрей Маковский (слева) и Алексей Кораблев (справа)

«У нас еще не было клиента, который бы не ограничивал бюджетом и разрешил делать все, что захотим»

Это теперь ребята с улыбкой вспоминают о дизайнерских ремонтах квартир в новостройках Каменной Горки. А тогда было не до смеха: искали офис, забирали из «родного» БНТУ списанную мебель, нанимали сотрудников (лишь бы у тех было профильное образование и ноутбук), думали, как найти клиентов и чем платить зарплату.

— Поначалу были уверены, что можем заниматься всем: и проектированием, и дизайном, и графдизайном, и чуть ли не шапки делать, — иронизирует арт-директор Андрей Маковский. — И нас сначала выбирали просто как фирму, у которой были оригинальное название «ЗРОБІМ» и оригинально смешная плата за услуги.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

 — Но тогда не учли одного нюанса: практически вся Каменная Горка — это соцжилье, где, по большому счету, никому не нужен дизайн, — говорит ведущий архитектор Алексей Кораблев. — Наше видение пространства жестко шло вразрез с тем, что хотели заказчики. Например, человек настаивал на кухне с круглыми, как волны, фасадами, потолке в три уровня. А мы всегда были сторонниками простых и рациональных решений, ведь хороший дизайн тот, который не бросается в глаза. Приходилось работать с любым заказчиком, объяснять и отстаивать свою точку зрения. Это не всегда удавалось, но, тем не менее, удалось наработать опыт, собрать портфолио.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Архитекторы Андрей Лычковский, Ирина Сотникова, Артем Бобров

— В принципе, мы очень быстро осознали свою ошибку и отказались от Каменной Горки, — говорит Андрей. — А на клиентов, которые нам близки по духу, мы вышли где-то полтора года назад.

Портрет «близкого по духу» клиента у молодых архитекторов рисуется легко.

 — В основном это люди из IT-индустрии, которые много путешествуют по Европе, имеют широкий кругозор, — говорит Андрей. — Чаще всего работаем с заказами в стиле контемпорари (от англ. contemporary — современный). Но если посмотрите на портфолио наших работ, то увидите, что стилистических направлений на самом деле много. Все потому, что у каждого клиента есть свое видение, как должно выглядеть его идеальное жилье. Сперва нужно узнать его сложившиеся представление и пожелания, переосмыслить их и прийти к общему решению.

Фото: Zrobym
IT-APARTMENT
Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Алексей Кораблев замечает, что у них еще ни разу не было такого клиента, который бы пришел и сказал: «Вот вам деньги — делайте, что хотите».

— И это даже было бы плохо, — говорит Алексей. — Наоборот, заказчик понимает, что, заказав проект, он экономит средства: дизайнер знает, где некоторые вещи можно купить дешевле, где можно сделать реплики, а где ни в коем случае не надо экономить. В контексте общей сметы проект стоит от 1−3%, но имея профессиональное руководство, что и как делать, клиент может сэкономить намного больше.

Ребята уверены, что если у заказчика есть деньги на реализацию интерьера, то на дизайне уж точно экономить нельзя. Как правило, на полный ремонт идет половина стоимости квартиры — это стандартная ориентировка по стоимости. И если у человека есть такие деньги, скупиться на дизайнерские работы не стоит, поскольку итогом станет жилье, продуманное до мелочей.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Есть категория заказчиков, которые считают, что, заплатив деньги, могут диктовать, как делать дизайн, — говорит Андрей. — Но это тот случай, как и с обращением к врачу, когда пациент не должен советовать специалисту, чем и как его лечить. Так и в дизайне: высказав свои ориентиры и пожелания к будущему дому, стоит довериться профессионалу.

Алексей дополняет, что в «голове у клиента не всегда красивая картинка того, как должно выглядеть его жилье». Поэтому дизайнерам часто приходится объяснять, показывать примеры и находить компромиссы в работе. А в случае, если таковые не находятся, то лучше говорить «нет».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Когда проектируешь, вкладываешь душу, делаешь как для себя. Поэтому если внутри вкусы не сходятся, то мы не готовы проектировать дома-замки с башенками и не беремся за такую работу. В этом случае расстаемся с заказчиком и советуем другого дизайнера, с которым у него будет больше точек соприкосновения.

Впрочем, молодые архитекторы говорят о том, что им встречается много людей с современными взглядами и вкусами, что не может не радовать.

— Если говорить о современных тенденциях в дизайне интерьера, то клиенты все чаще отказываются от телевизоров, заменяя их проекторами — за ними будущее, — уверен Андрей Маковский. — Отказываются от подвесных потолков и арок, стремятся к простоте и функциональности пространства. В отделке часто прибегают к дереву как материалу экологичному, теплому. Белорусы вообще подсознательно любят дерево, выбирают чаще всего такое направление, как скандинавский интерьер. Все потому, что он близок к национальному стилю. Вообще, белорусское нравится практически всем: это светлые стены, которые рассеивают солнце, акценты из керамики и дерева (например, столик из большого старого пня), лен в шторах и обивке мебели.

Фото: Zrobym
Проект BRITISH flat
Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

«На работу беру тех, кто лучше меня»

Архитекторы рассказали, что за четыре года работы студия собрала профессиональную команду.

— Теперь работаем только в трех направлениях: архитектурное проектирование (внешнее и внутреннее пространство), модульные дома и мебель, — говорит Андрей. — Проекты ведем от начала до конца; предлагаем клиенту своих подрядчиков, в которых мы уверены, что выполнят работу качественно. Впрочем, заказчик может обратиться и к другим подрядчикам, это уже его право.

 — В нашей студии есть общее пространство для партнеров, с которыми вместе работаем и ведем заказы, — говорит Алексей. — Такая практика хороша, когда у заказчика, например, возникает вопрос к мебельщику, а мы не можем на пальцах объяснить все нюансы. Тогда зовем специалиста, делаем по этому проекту коммерческое предложение — и если заказчика устраивает общение с подрядчиком и цена, отдаем в реализацию изделие.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В направлении мебели студия начала работать сравнительно недавно. Интересная мебель и предметы интерьера выпускаются под брендом BY furniture.

— Под брендом BY furniture мы с партнерами делаем не только авторскую современную мебель, но и свет, и какие-то интересные аксессуары. Например, светильники с подвесными плафонами в виде стилизованных керамических горшков разных размеров и форм. В том числе мы используем и мебель европейских брендов. Если у клиента нет денег или он хочет сэкономить, допустим, на кресле, то можно сделать его реплику у белорусской компании. Получается, что разброс по цене на одно и то же кресло (оригинал — реплика) может составить от 300 до 5000 евро.

Фото: Zrobym
Проект SCANDINAVIAN flat
Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Делают ставку ребята и на модульные дома, к которым у нас еще пока относятся скептически.

 — На рынок свой полноценный продукт в качестве постоянного бизнеса мы еще не вывели, — говорит Андрей Маковский. — Поскольку те дома, которые сейчас есть на рынке, в основном идут как дачные варианты, они подпортили репутацию модульному строительству как полноценному дому для постоянного проживания. Мы же стремимся к балансу между качественными показателями дома и экономичностью. Тем более что модульный дом дает клиенту возможность строить его по частям. Начать можно и с модуля в 50 квадратных метров, который будет пригоден для полноценного жилья молодой семьи. А дальше можно докупать домокомплект и увеличивать площадь жилья. При этом возведение такого дома занимает не более двух недель. Это избавит вас от жизни в постоянной стройке.

«Zямлянка» изначально задумывалась как «дом для себя»

Молодые архитекторы признались, что хоть компания и развивается хорошо, они еще не успели заработать на собственное жилье. Но каждый из них уже четко представляет, каким оно должно быть. Причем эти личные концепции жилья «засветились» на архитектурном конкурсе Belarus Design Award 2015, где архитекторы студии Zrobym architects заняли три призовых места. Гран-при достался Лычковскому Андрею и Сотниковой Ирине за проект «Zямлянка», о котором мы уже писали.

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym



Фото: Zrobym

Фото: Zrobym
Фото: Zrobym

 — Тема конкурса «Дом для себя. Вдохновение традициями» была для нас очень близкой, поэтому и решили принять участие, — говорит архитектор Андрей Лычковский. — После победы в интернете было язвили, что «Zямлянка» — место, где должны жить все белорусы, мол, «всех загнать под землю». Но это не так. Изначально была идея сделать дом, который мне близок и спроектирован для себя. Такой дом хорошо смотрелся бы на Браславах, где холмистая местность и близко водоемы. Если воплотить этот проект в реальность, то он не получится дешевым. Затратными будут земляные работы, очень важно было бы сделать качественную гидроизоляцию и вентиляцию. Но зато этот дом очень эффектный, и на случай войны будет хорош (улыбается).

Ирина Сотникова, соавтор проекта, дополняет:

— Многие спрашивали, как реализовать такой проект, где подробные чертежи? Но на конкурс изначально подавался эскизный проект, концепция, которая не предполагала каких-то технических узлов и чертежей, нужна была идея.

Ребята признались, что рассчитать полную стоимость реализации этого проекта действительно сложно.

— Такой проект сильно зависит от места, где его располагать, — поясняет Андрей. — Фактически основная сумма выходит из подготовки участка, оценки грунтов, подбора фундамента и прочих технических моментов.

Первое место в этом же конкурсе взял также архитектор студии Zrobym Артем Бобров с проектом «Цэгла».

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym


Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

— Причем на конкурс сделал два проекта, на один из которых — и это была не «Цэгла» — делал основной акцент, — говорит Артем. —  А «Цэгла» — проект исключительно для себя, о том, что лично нравится. Причем основная идея здания строилась на взаимосвязи интерьера и экстерьера. И если бы строил для себя дом, то он был бы именно такой, как в проекте «Цэгла».

Андрей Маковский представил на конкурс свое видение дома и тоже не прогадал. Его работа CUBE7 взяла второе место в конкурсе.

Фото: Zrobym
Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

 — На призовое место не рассчитывал, — признается Андрей. — Очень велика была конкуренция, особенно среди ребят, которые со мной работают. Но у меня принцип: набирать людей в студию, которые работают лучше меня. Да и сам конкурс за пять лет шагнул далеко вперед.

В своей работе Андрей намеренно уходил от белорусского узора.

— Потому что разрисовать все узором — это не белорусский стиль. Во-первых, получилось бы «попсово», во-вторых, это уже графдизайн, а не архитектура и интерьер. За основу взял белорусский образ — квадрат Малевича, только сделал его в объеме. Получился кубик 7x7x7, который сочетает стиль советского конструктивизма и глубокие национальные традиции. Куб снаружи обшит деревом по принципу «белорусской шалевки», полностью черный снаружи и белый внутри, все окна запроектированы исключительно на южной стороне. Интерьер построен с использованием традиционных черт: светлые стены, конструктивистская функциональность, народный текстиль, керамика, спилы дерева, соломенные каркасы. Все это сочетается с простыми формами мебели, светлым бетоном и открытой проводкой, которые актуальны в современном интерьере. Акценты добавляют картины, выполненные в современной графике с использованием народных мотивов.

Впрочем, участие в конкурсах молодые архитекторы Zrobym architects не ставят в приоритеты. На первом месте у них работа над проектами — сейчас их 15.

 — В целом выходит по два проекта на человека, — поясняет Андрей Маковский. — Но в случае необходимости можем подключать и внештатных сотрудников. Бывает, что на работу уходит весь рабочий день, а потом и все свободное время, но это та работа, которая доставляет удовольствие.

Фото: Zrobym
SMEG ahowroom
Фото: Zrobym

Фото: Zrobym

Фото: Zrobym
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-30%
-10%
-50%
-15%
-14%
-15%
-20%
-30%
-10%