• ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Деньги


Майя Кохно / /

Несколько недель назад в администрации Центрального района прошло закрытое собрание, куда пригласили арендаторов исторических зданий в центре Минска для обсуждения указа президента 2007 года. Согласно этому документу, они должны уплачивать сбор в 5% от годовой прибыли за «воздействие» на эти самые исторические здания. Норма вызвала у представителей бизнеса недовольство. Мы попросили разъяснить ситуацию у Минкульта и юристов и узнали, что именно называют «непосредственным влиянием» и в каких случаях необходимо уплачивать сбор.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Сначала об отчислении 5% от годовой прибыли арендаторам рассказали на собрании в середине марта. Большинство тогда услышали об этой норме в первый раз. Арендодатель — «Мiнская спадчына» — ссылался на указ президента № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны», который существует с 2007 года. Изучив документ, участники собрания остались недовольны как высокой суммой сбора, так и неясностью оценки воздействия. В ходе обсуждения возникли и другие вопросы.

Арендатор: «Компании могут поставить вопрос о целесообразности существования»

Следующее собрание проходило в закрытом режиме — только для приглашенных представителей собственников, арендаторов и других пользователей исторических зданий в Минске. Обсуждение длилось меньше часа. Заместитель и начальник отдела администрации Центрального района, которые курируют эти вопросы, от комментариев отказались. Мы пообщались с арендаторами.

На выходе с собрания встречаем управляющего компанией LACS accounting and consulting firm — Александра Короленка. Его организация занимается консультированием в сфере налогообложения и учета и арендует офис как раз в историческом центре города — на площади Свободы.

Александр пришел на собрание вместе с коллегой — старшим бухгалтером фирмы. По их словам, спустя 10 лет существования указа внимание на него обратила прокуратура.

— Дело в том, что критерии, которые применяются для оценки необходимости уплаты этого сбора, в указе обозначены достаточно размыто. На собрании никаких четких разъяснений мы не получили. Видимо, потому что не хватает компетенции. Ведь, к сожалению, здесь не было представителей Минкульта, которые ответственны за разработку этого указа.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

У арендаторов исторических зданий есть два главных замечания по поводу указа — о размере уплаты сбора и определении воздействия.

— Есть много разных компаний, которые используют разные системы налогообложения — в том числе и те, где нет такого налогового показателя, как прибыль. Поэтому определить размер уплаты этого сбора очень сложно.

Александр говорит, что возникают и другие технические вопросы.

— Например, что делать компаниям, у которых только административный офис находится в историческом объекте, а производство, то есть основной источник прибыли, — в другом? Получается, нужно от всей деятельности компании выплачивать 5% от прибыли? А если нет и уплачивать сбор нужно только от воздействия офиса — то как разделить такую деятельность?

Кроме того, пятипроцентный сбор представители бизнеса считают слишком большим. И называют это еще одним налогом на прибыль.

— Для производственной компании — это колоссальные деньги! Сейчас налог на прибыль составляет 18% и еще плюс 5% сбора (после уплаты налога на прибыль). Это очень много. Некоторые компании могут даже поставить вопрос о целесообразности своего существования.

Еще один пункт указа тоже вызывает вопросы. Согласно законодательному акту, сбор выплачивают те компании, которые воздействуют на объекты культурного наследия. Но сейчас нет возможности определить факт и степень такого воздействия организации на историческое сооружение. Коллега Александра говорит, что такая ситуация возникла из-за того, что нет экспертной комиссии.

«По этому вопросу есть некое разъяснение Министерства культуры, но оно пока не находится в общем доступе. Надеемся, что их позиция по поводу влияния будет представлена на всеобщее обозрение. Потому как в указе никаких четких критериев нет», — добавляет Короленок.

Минкульт: О «непосредственном воздействии» на исторические здания

Чтобы прояснить вопросы о влиянии на объект историко-культурной ценности и узнать, куда уходят отчисления, мы обратились в Министерство культуры. В ответе за подписью замминистра Александра Яцко сказано, что непосредственным воздействием, которое оказывает предпринимательская деятельность, является:

— создание дополнительных объемно-пространственных сооружений, в том числе возведение пристроек, обустройство и размещение объектов сезонной торговли, рекламных носителей и других объектов на территории ценности и (или) в зонах ее охраны.

— создание площадок для стоянок и подъездов автомобильного транспорта.

— изменение функционального использования здания, изменение помещений, устройство новых входных групп, крылец, вентиляционной системы, внешних кондиционеров, встроенных банкоматов.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Правда, экспертных комиссий, которые бы оценивали факт воздействия, нет. Но контроль за функциональным использованием, а также информирование о том, что необходимо выплатить отчисления, лежит на администрации района и горисполкоме.

Вопрос о том, как рассчитать отчисления, если в историческом здании находится только офис, а не основное производство, остается открытым. Потому что конкретной методики выплаты нет. Но некоторые, судя по всему, все же рассчитали формулу, по которой платят только за офис.

«Отдельные субъекты хозяйствования осуществляют отчисления пропорционально занимаемым площадям в историко-культурной ценности», — поясняется в письме.

Также мы узнали, что обсуждаемые пятипроцентные отчисления — один из основных источников формирования фонда президента по поддержке культуры и искусства (согласно указу от 13.12.2004 № 601 «Аб некаторых пытаннях дзейнасцi фонду Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь па падтрымцы культуры i мастацтва». — Прим. TUT.BY).

Какой процент арендаторов с 2007 года уплачивает сбор и какая выходит сумма из этих выплат за год — неизвестно, так как статистика не ведется. Хотя список тех, кто делает отчисления, Минкульт получает от администрации и горисполкома.

Как поясняют в письме, деньги из отчислений направлялись исключительно на реконструкцию и реставрацию историко-культурных ценностей.

Например, в 2017 году на эти деньги проведут работы по капитальному ремонту Свято-Борисо-Глебской церкви в Гродно, отреставрируют живопись XVIII—XIX века в Спасо-Преображенской церкви, профинансируют временную консервацию Княжеской башни Кревского замка.

Также нам пояснили, что уже создана рабочая группа Минкульта, которая изучит все предложения и решит, какие изменения и дополнения возможно внести в указ.

Адвокаты: «Не все арендаторы обязаны делать отчисления»

Адвокаты адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» дали свои советы арендаторам: что делать, если получили уведомление и не наносите своей деятельностью ущерб зданию.

Для начала юристы пояснили, кто и как формирует списки арендаторов объектов историко-культурной ценности, обязанных осуществлять отчисления.

Алгоритм составления списков выглядит довольно просто: «Мiнская спадчына» передает информацию в администрацию района, администрация составляет списки, высылает уведомления о необходимости уплаты сбора и в конце года передает списки в Минкульт. Министерство, в свою очередь, контролирует отчисления. В нормативном акте не указано, в какой срок администрация должна отправить уведомления, поэтому и возникла ситуация, когда арендаторы впервые узнали о сборе уже после истечения срока для внесения отчислений.

Но адвокаты предупреждают: местная администрация не обязана осматривать объект на месте и проверять, под что вы используете помещение и причиняете ли своей деятельностью ущерб.

Фото: Майя Кохно, TUT.BY

Но что делать, если арендатор объекта историко-культурной ценности получил письмо от местной администрации о том, что должен делать отчисления?

Адвокаты предупреждают: делать отчисления обязаны не все.

«Сам по себе факт аренды объекта историко-культурной ценности не значит, что вам нужно уплачивать сбор. Эта обязанность напрямую зависит от того, оказывает ли ваша предпринимательская деятельность непосредственное влияние на здание. Все варианты влияния описаны в указе (создание дополнительных транспортных нагрузок, использование не по назначению и так далее). Если будет установлено, что предпринимательская деятельность арендатора влияет на объект историко-культурной ценности хотя бы одним из перечисленных способов, то платить отчисления все-таки придется», — говорят в адвокатском бюро.

Но не нужно сразу идти в банк, едва получив информационное письмо. Это не основание для оплаты. Арендатор может установить самостоятельно, оказывает ли его деятельность влияние на объект, поясняют юристы.

Если арендатор установит, что влияния на объект нет, то ему следует написать письмо в местную администрацию с требованием об исключении его из списка арендаторов историко-культурных ценностей, обязанных осуществлять отчисления. А также направить копию этого письма в Министерство культуры.

Если в администрации арендатора из списка обязанных осуществлять отчисления не исключат, а уплачивать сбор он так и не станет, то Минкульт (или по его просьбе местная администрация) могут обратиться в суд с требованием о взыскании с такого арендатора не только отчислений, но и пени за просрочку.

В таком случае вопрос о том, должен ли арендатор быть в этом списке и нужно ли ему делать отчисления, будет решаться в суде.