• ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Деньги


Крупные торгово-развлекательные центры, которые должны быть открыты в столице в ближайшие месяцы, стимулируют приход в Беларусь мировых брендов. Но в ближайшие несколько лет Минск вряд ли станет шопинг-столицей. Такое мнение озвучил директор департамента консалтинга и исследований Colliers International в Беларуси Денис Четвериков.

Знаковые для Минска торговые центры Galleria Minsk, Dana Mall и Green City пока не принимают посетителей.

— Высока вероятность, что до конца года полностью откроется ТРЦ Galleria Minsk. Возможно, полностью или частично запустится Dana Mall. А вот жители Каменной Горки, скорее всего, так и не попадут в торговый центр Green City до Нового года, — говорит Четвериков.

Рынок несколько разочаровали традиционно активные ритейлеры, выступающие одновременно в качестве девелоперов. В частности, пока не ясно, будет ли введен в строй торговый центр «Е-Сити» в Каменной Горке. А «Виталюр» в Брилевичах и вовсе отказался от реализации проекта двухэтажного торгового центра на ул. Каролинской, хотя его планировали ввести до конца года.

Девелоперы новых объектов уже столкнулись с дефицитом арендаторов: текущих брендовых операторов на всех не хватает.

— Большим потенциалом по привлечению мировых брендов во многом обладает ТРЦ Galleria Minsk благодаря своему местоположению, качеству строительства и наполнению. В частности, флагманские магазины здесь откроют Reserved, и Koton о чем недавно оба заявили официально. Международные сети «потянут» за собой и национальных ритейлеров. Такое соседство идет на пользу розничным продажам, — считает Четвериков.

Минск достиг 607 торговых «квадратов» на каждую тысячу жителей. Девелоперы начинают понимать: давать обычный «вал» площадей, что наблюдалось последние 10 лет, теперь никому не надо — их хватает с запасом. Пришло время задуматься над принципом двух «К»: концепция и качество. Одна из задач — предоставить посетителю высокий уровень комфорта. Девелоперы делают ставку уже не только на торговлю, но и на досугово-развлекательные услуги и все чаще обращают внимание на новые форматы и подходы, вроде «edutainment», «retailtainment», «pop-up shop» и пр.

Международные операторы досуга и развлечений всерьез рассматривают возможность открытия в Минске крупных (на несколько тысяч квадратных метров) детских центров, новых кинотеатров, в том числе формата IMAX.

— Такая активность, наблюдающаяся вслед за бумом новых международных сетей фастфуда, позволяет надеяться, что Минск все-таки движется в сторону развития потребления и станет в ближайшее время европейской столицей, в которой каждый может испытать на себе последние веяния в сфере досуга и развлечений, — подчеркнул представитель Colliers.

Нужные услуги в нужный момент
-50%
-20%
-15%
-15%
-34%
-15%
-30%
-10%