105 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  2. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  3. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходит в Беларуси 4 марта
  4. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  5. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  6. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  7. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  8. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  9. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  10. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  11. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  12. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  13. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  14. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  15. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  16. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  17. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  18. Минское «Динамо» рубится во втором матче против СКА в Кубке Гагарина. Онлайн
  19. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  20. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  21. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  22. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  23. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  24. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  25. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  26. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  27. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  28. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  29. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  30. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»


Минск столкнулся с массовым переносом сроков ввода в эксплуатацию и открытия торговых центров. Большинство заявленных на этот год объектов, вероятнее всего, «переедут» на 2016 год, уверен аналитик «Твоя столица. Управление проектами» Александр Великий.

Перенасыщение рынка торговыми площадями привело к усилению конкуренции и росту средней вакантности площадей. Практически все объекты испытывают дефицит арендаторов. В первую очередь проблема актуальна для новых торговых центров. Так, на рынке стало нормой открытие галереи, заполненной магазинами на 25−30%.

Многие торговые центры, которые планировали открыться в Минске в этом году, вынуждены пересматривать свои планы. Как правило, это связано с отсутствием якорных арендаторов или их неожиданной потерей.

У продуктовых проблем еще больше

Продуктовым ритейлерами в текущей экономической ситуации стало сложнее выискивать средства на открытие новых супер- и гипермаркетов.

В отличие от всех остальных операторов продуктовый супермаркет не просто арендует площадь — он интегрирован в объект на уровне проектной документации. Пока арендатор не установит предусмотренное проектом оборудование (холодильные камеры, печи, специальное освещение), весь торговый центр не может быть сдан в эксплуатацию. «Если продуктовый оператор отказывается от договора, то у застройщика остается лишь два варианта — либо приобрести и установить оборудование за свой счет, либо внести изменения в проект, исключающие наличие продовольственного магазина. Но тогда в будущем, если продуктовый ритейлер все же найдется, придется делать отдельный проект и заново проходить все согласования», — пояснил Александр Великий.

Модные операторы в дефиците

Еще одна проблема — дефицит операторов модной одежды. В Минске слабо представлены известные бренды. Большинство бутиков открываются на условиях франшизы на небольших площадях 40−150 кв. м, а бренды уровня Zara пока всерьез не рассматривают возможность прихода в Беларусь.

Вместе с тем некоторые девелоперы пошли иным путем: развивают собственные сети и бренды. Торговые центры, такие как «Корона» и «Е-сити», делают ставку на свои магазины и, следовательно, в меньшей степени зависят от привлекаемых арендаторов. «Чем большую роль девелопер играет в формировании трафика, тем выше шанс как можно скорее заполнить торговый центр», — объяснил ведущий специалист.

В качестве альтернативы — создание тематических объектов, что сейчас весьма популярно. Среди ярких примеров — мебельные торговые центры «Трюм» и «Град», которые за короткое время были заполнены операторами. «Такой формат оказался востребован среди потребителей, поскольку позволяет за один раз охватить сразу несколько магазинов и прицениться. Вслед за мебельными центрами в столице должны появиться и другие интересные объекты со свежей концепцией», — отметил Александр Великий.

Гиганты в зоне риска

В зоне риска оказались торговые центры гигантских размеров — площадью от 50 тыс. «квадратов». Существующие в стране ритейлеры способны заполнить лишь половину площадей. Без крупных зарубежных брендов таким объектам будет практически невозможно освоить большую часть помещений.

С начала года арендные ставки в торговых центрах в среднем снизились на 27% - до 24 евро с НДС за «квадрат». На стоимость аренды влияет местоположение торгового центра и арендуемой площади, интенсивность трафика и специализация оператора. Больше всего платят за аренду аптеки, ювелирные магазины и магазины косметики, расположенные в наиболее проходных местах торгового центра.

Чтобы привлечь посетителей, управляющие компании стараются развивать развлекательную составляющую. В торговых центрах открывают кинотеатры, семейные центры досуга, боулинги, ледовые катки и даже контактные зоопарки. «Возможно, они и не приносят какого-либо ощутимого дохода собственнику помещений, но их присутствие положительно влияет на интенсивность пешеходных потоков. Торговые центры Минска все больше начинают походить на ведущие европейские комплексы», — подытожил представитель «Твоя столица. Управление проектами».

На рынке офисов — ступор

Рынок офисной недвижимости в Минске оказался в подвешенном состоянии: владельцы качественных бизнес-центров «заморозили» ставки на текущих уровнях, тогда как арендаторы ожидают уступок. Такую ситуацию констатирует руководитель проектов по административной недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Наталья Новикова.

«Затишье», по мнению риелторов, вызвано в первую очередь сезонным фактором и достижением ценового «дна». Если в евро арендные ставки за последние недели практически не изменились, то в рублях — выросли из-за курсовой разницы. Потенциальные арендаторы ожидают от собственников офисов уступок, а те в свою очередь готовы только на бонусы.

«Изменения в валютной сфере могут подстегнуть собственников к снижению стоимости аренды. Однако оно не будет резким — многие собственники близки к уровню, ниже которого опускать ставки не станут. Тем более что одна лишь ценовая политика далеко не всегда гарантирует привлекательность и, соответственно, заполняемость бизнес-центра», — пояснила Наталья Новикова.

-20%
-25%
-20%
-20%
-15%
-25%
-20%
реклама