104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  2. «После аварии никто не извинился и не помог». Уже два года 27-летняя мотоциклистка парализована
  3. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  4. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  5. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  6. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  7. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  8. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  9. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  10. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  11. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  12. Суд за надпись «3%» и пять лет колонии за «изготовление ежей». Что происходило в Беларуси 3 марта
  13. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  14. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  15. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  16. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  17. «Это карманы одних штанов». Финансовые проблемы госкомпаний обременяют банки и бюджет
  18. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  19. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  20. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  21. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  22. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  23. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  24. Эксперт назвал главные причины, почему семена помидоров могут не взойти
  25. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  26. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  27. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  28. Суд над физруком за удар школьника, закрывшиеся магазины и что с ценами на продукты — все за вчера
  29. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  30. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей


/

Недавно очередной знакомый выставил на продажу свой прекрасный коттедж в пригороде. Участок он несколько лет назад покупал с аукциона за большие деньги, потому что рядом с Минском. Хотел пожить, как в американской мечте: за городом, но чтобы все удобства, природа, птички, чтобы детям гулять, дышать чистым воздухом. Старался для семьи: все из натуральных материалов, теплый деревянный дом, каменные дорожки, уличный очаг из валунов, прудик-бассейн. Построился, въехали. Но как в американской мечте пожить не вышло.

Наталья Литовская. Эксперт по жилой недвижимости

Да, он готов был к тому, что на работу, за продуктами, детей в школу и в поликлинику — только на машине. А что, в США так живут. Но абсолютно не был готов к тому, что нормальная дорога к его дому так и не появится. Что каждый год будут собирать на подсыпку того, что тут называют грунтовкой, и каждую весну/осень все равно мешать грязь колесами семейных внедорожников. Что дети будут гулять только по участку, поскольку за его пределами — ни тротуаров, ни освещения. Ни обещаний, что это появится в обозримом будущем.

Даже на подсыпку дорог не у всех жителей массива застройки хватало средств. Так что попыток сброситься на асфальтированные дороги с тротуарами даже не предпринимали.

И у этого знакомого еще не самая патовая ситуация. У него хоть электричество было и деньги на скважину. А ведь народ покупал участки и в чистом поле, в надежде, что хотя бы минимальные блага цивилизации им обеспечат: по закону ведь полагаются электричество, вода, и да, сносная дорога до участка. Не раз писали о коттеджных массивах, где люди успели построить дома, но ждали электричество по четыре-пять лет.

В сущности, на отсутствие базовых коммуникаций, а в особенности — нормальных дорог, есть нарекания практически у всех обитателей домов, построенных на аукционных участках и на землях, выделенных нуждающимся. Масштаб катастрофы еще в 2016-м году озвучивал (теперь уже экс-) глава комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома Сергей Трусов.

— Земли раздали — только в Минской области 30 тысяч участков. А вкладывать в коммуникации столько, сколько нужно, так и не смогли. На сети должно выделяться 33 копейки на рубль от стоимости строительства жилья. За последние три года объемы средств, выделяемых на сети, уменьшились с 17 копеек до 7. А по соцкультбыту — до 0,2 копейки, — говорил он.

Тогда же чиновники признавались, что «долг» перед коттеджными застройками по сетям и коммуникациям только в Минской области немногим меньше годового бюджета страны.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Нельзя сказать, что власти не ломали головы над тем, как локализировать бедствие. В прошлом году министр архитектуры объяснял: коммуникации будут финансировать из трех источников. Из бюджета, из денег, полученных от реализации участков на аукционах, плюс заставят покупающих участки платить за присоединение к существующим коммуникациям. И чтобы деньги не размазывались по бюджетам, аккумулировать их на спецсчетах. И направлять только на коммуникации.

Министр тогда же уточнил, что «в принципе, мы должны будем решить проблему всех выделяемых участков. Без инфраструктуры выделять участки нельзя. Должны быть хотя бы электроснабжение, вода и дороги в гравийном исполнении. Дальше уже — по финансовым возможностям тех, кто строится».

А теперь смотрим, что выставляли на последний земельный аукцион 22 ноября. 10 участков, изъятых у тех, кто не осилил стройку (читай, землю получали 5−8, а то и 10 лет назад). К четырем из них нет нормальной дороги, у большинства — центрального водопровода, хотя соседи уже построились и как-то живут (или пытаются жить).
В чем сдержали обещание — так это в том, что больше не будут продавать участки без электричества и за существующие коммуникации деньги возьмут отдельной строкой. Среди выставленной на ближайшие торги дюжины наделов все — с электричеством. Но дороги у почти половины — условные. Правда, водопровод, без которого строить очень непросто, — в пяти из двенадцати.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Что важно: как выглядит цивилизованное строительство, у нас в курсе. Единому застройщику выделяют участок, он строит там всю инфраструктуру, ставит более-менее единообразные по архитектуре дома и продает. У нас такие попытки тоже есть: построены дорогие Логожеск, Ясная Поляна, достраивается довольно бюджетная айти-деревня Сосновое. Но все это — единичные проекты.

Почему? Причины две. Часто только президент может выделить достаточный участок для массового усадебного строительства. Но среди «доверенных» девелоперов спроса нет, они строят в Минске, где затрат меньше, оборот быстрее, прибыль — больше. «А-100», пожалуй, исключение, что смогли потянуть и успешно строят Пирс в Ратомке и Зеленую Гавань возле Колодищей. А у остальных застройщиков нет ни доступа к президенту, ни свободных средств на масштабное строительство поселков с нуля.

Так что как в США у нас при нынешнем подходе не будет. Но начать исправлять ситуацию можно уже сейчас. Достаточно принять принципиальное решение: «нарезаем на продажу» улицы у существующих деревень и отдаем их без аукционов одному застройщику, который обеспечивает их коммуникациями и застраивает более-менее единообразно. Коммерческому или МАПИДу — неважно. Главное, чтобы был обеспечен минимум: электросети, вода, асфальт, уличное освещение.

Да, покупка готового дома кажется более дорогим мероприятием, чем самостоятельное строительство. Поначалу. Пока не построите и не выставите на продажу дом для жизни, к которому так и не проложили дорогу.

Сложнее с уже построенными, полужилыми коттеджными массивами. Но тут уже придется поступать, как хотели в 2016-м: выделять кооперативам на те же дороги долгосрочные и недорогие кредиты, не снимая с себя обязанности по бюджетному софинансированию. Все равно продавать с аукционов людям куски неудобицы с электростолбом, чтобы за эти деньги вести дороги к другим таким же, но застроенным кускам неудобицы — не выход, не те деньги. Это всего лишь бег по кругу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

-12%
-35%
-20%
-25%
-40%
-20%
-15%
-20%
-20%
-20%
реклама