• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Экспертиза


/

Шумозащитный экран, который застройщик 10 домов в Ратомке должен был построить для сдачи жилого комплекса, уже готов. Но эпидемиологи принимать его отказываются, ссылаясь на то, что шум от проходящих несколько раз в день поездов превышает все нормы и будет мешать будущим жильцам. При этом вдоль железнодорожной ветки стоят десятки коттеджей — и к их размещению вопросов нет.

Напомним, история со сдачей и заселением 10 домов в пригороде Минска длится уже два года. Дома были достроены еще год назад. Отдать людям ключи от квартир застройщик — ООО «Драйрона» — готов был в мае прошлого года. Но, когда все уже было готово к сдаче, госорганы объявили, что застройщик построил комплекс самовольно, без необходимых разрешительных документов.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

После всех проверок согласовать проект уже построенного жилья власти отказались. И даже пошел слух о том, что дома предлагают показательно снести. Но в итоге был найден компромисс: дома решили сохранить, застройщика наказать штрафами и вынудить хотя бы построить шумозащитный экран, который отгородит новостройки от железной дороги. Этот экран стал последним рубежом, без которого власти отказывались принимать дома к сдаче.

Экран застройщик начал возводить в начале года, в феврале, когда TUT.BY приезжал в Ратомку, строители вовсю трудились у железной дороги, строя «щит». Тогда застройщик уверял, что к марту экран будет готов и люди смогут официально въехать в свои квартиры.

Фото: Максим Слижевский, TUT.BY
В феврале экран еще возводили
Фото: Максим Слижевский, TUT.BY

Свое слово «Драйрона» сдержала, но теперь въехать и начать делать ремонты новоселам не позволяет Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии, который не принимает экран к сдаче, а вместе с ним и дома.

— Шумозащитный экран и наши дома — это два разных объекта, и мы не понимаем, почему нельзя ввести в эксплуатацию наши дома, а затем решать проблемы с мероприятиями по устранению шума? Мы на это согласны. В квартирах все равно все будут делать ремонты, и шума от них будет больше, чем от тех поездов, — говорят дольщики домов. — Мы ждем свои квартиры уже почти полтора года. И не понимаем, почему нам не дают в них заселиться. Все дольщики знали, что здесь железная дорога и ходят поезда, от которых может быть шум. То есть мы видели, что покупали, где, и были на это согласны. Поэтому все аргументы Центра эпидемиологии выглядят для нас странно. Ведь обычно в нашей стране все жалуются на то, что им шумно и просят помощи. У нас же наоборот: мы говорим, что нам нормально, а специалисты из кабинетов уверяют, что нам шумно и хотят нас спасти. Нас не надо спасать, мы знали, где покупаем жилье. К тому же у нас не полноценная железная дорога, а одноколейка и поезда проходят два, в худшем случае три раза в день. Нам они не мешают. Но специалисты Центра почему-то учитывают этот шум не как временный, а как постоянный, как будто поезда ходят туда-сюда целый день, а не пару раз. И нам непонятно, почему тогда к другим людям и застройщикам, которые строились в Ратомке, нет вопросов? Им никакие экраны строить не пришлось и они живут тут уже несколько лет, а прицепились только к нам.

Сегодня экран уже готов
Фото из архива жильцов

Владельцы квартир — 101 человек — написали ходатайство в Центр эпидемиологии с просьбой согласовать ввод домов в эксплуатацию, поскольку их «устраивают существующие санитарно-гигиенические условия на территории квартала, включая текущий уровень шума от железнодорожных путей».

Но из Центра гигиены пришел ответ. В нем сказано, что в конце февраля специалисты Центра провели осмотр экрана и выявили, что он не соответствует заявленной проектной документации. Специалисты замерили уровни шума, по результатам которых установлены превышения гигиенических нормативов для дневного времени. Например, на детской площадке превышение эквивалентного уровня звука при прохождении товарного поезда составило 11−12 децибел.

Фото из архива жильцов

В квартирах специалисты замеры тоже сделали. И установили, что там уровень шума при открытых и закрытых форточках тоже превышает нормативы. После обследования специалисты сделали вывод, что «исследования показали, что шум является наиболее существенным физическим фактором, значительно ухудшаемым условия жизни населения. Шум крайне неблагоприятно влияет на организм человека. (.) Он приводит к снижению умственной активности, повышенной утомляемости, переутомлению и неврозам. (.) Учитывая вышеизложенное, с целью предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, планирующих проживать в квартале жилой застройки поселка Ратомка, принятие решения о выдаче положительного заключения о вводе в эксплуатацию объекта (шумозащитного экрана. — Прим. TUT.BY) возможно только после устранения выявленных недостатков и обеспечения уровней звука в жилых помещениях квартир и на территории жилой застройки квартала гигиеническим нормативам».

— К технологии измерения шума в квартирах у нас тоже большие вопросы. Специалисты говорят, что шум в квартирах, которые смотрят на железную дорогу, превышает норму на 7 децибел. Но даже в инструкции к холодильникам написано, что он шумит на 45 децибел! И ничего, все живут с этим «шумом» в квартирах и не жалуются, — говорят дольщики. — Если шум не проходит по нормам, то вопрос должен решать застройщик, а не мы. Но в итоге страдают обычные люди.

Застройщик: «Будем просить снизить скорость поездов на этом участке»

«Драйрона» тоже обращалась в Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии с просьбой согласовать ввод домов в эксплуатацию. И пообещала устранить все недостатки до 1 мая.

— В соответствии с инвестпроектом и допсоглашениями к инвестдоговору мы построили и передали в коммунальную собственность государства квартиры в этих домах в Ратомке и построили шумозащитный экран. После строительства экрана и замера шумов Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии выявил, что шумы превышают нормативные показатели. Но ведь вся Ратомка стоит возле железной дороги, все дома и коттеджи. И ни к кому эти нормы, кроме нас, не применяют, — говорит управляющий компании ООО «Драйрона» Иван Винокуров. — Тем не менее мы не снимаем с себя ответственности в этой ситуации и готовы устранить эти недочеты, провести дополнительные мероприятия по снижению уровня шума. Просим лишь, чтобы нам разрешили ввести дома в эксплуатацию, отдать людям ключи. Параллельно мы будем решать вопрос с дополнительной шумоизоляцией.

Один из вариантов, которые рассматривала компания, — попросить снизить скорость поездов, проходящих по этому участку железной дороги.

— Мы пригласили специалистов, они сделали расчет шумов. Выяснилось, что если снизить скорость поездов с сегодняшних 55−60 км/ч до 20−25 км/ч, то шумозащитный экран здесь вообще не понадобился бы, — говорит Иван Винокуров. — Поэтому сейчас мы готовим в Миноблисполком обращение с нашими подсчетами и просьбой обсудить этот вопрос с Белорусской железной дорогой. Снижение скорости позволит снизить шумовое воздействие от поездов не только для нашего квартала, но и для всех жителей Ратомки в целом.

Врачи: «Нормы превышены, но варианты ищем»

В Минском зональном центре гигиены и эпидемиологии говорят, что застройщик изначально нарушил все нормативы и построил дома слишком близко к железной дороге.

— ООО «Драйрона» уже в ходе проектирования разместило жилые дома с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь, а именно: не учло необходимый санитарный разрыв от железнодорожных путей Крыжовка — Дегтяревка до жилых домов. Санитарный разрыв обеспечивает достаточный уровень безопасности здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического). Требование о соблюдении санитарного разрыва было прописано при отводе земельного участка. Кроме того, с целью снижения уровней звука от железнодорожных путей в жилых помещениях и на территории жилой застройки в проектную документацию были внесены корректировки: застройщик должен был провести шумозащитные мероприятия. Но «Драйрона» эти мероприятия выполнила не в соответствии с заключением, которое им выдал территориальный орган госсаннадзора, и проектом, — комментирует ситуацию Главный государственный санитарный врач Минского района Регина Ивановская. — Например, шумозащитный экран построен не полностью, отдельные его элементы должны быть изготовлены из светопроницаемых материалов и др.

Мы провели многочисленные исследования, измерили уровень шума в квартирах, на детской площадке и во дворах домов — он не соответствует нормативам и превышает нормативы на 7 и более децибел.

Когда жильцы обратились к нам с ходатайством о вводе домов, несмотря на нарушение законодательства, мы им объяснили, как постоянный шум может повлиять на их здоровье. К тому же от некоторых будущих жильцов, которые приезжали смотреть свои квартиры, к нам уже поступали жалобы на шум. Дело еще в том, что по этой дороге ездят грузовые поезда, и расписания, как у электричек, у них нет. В день может проехать один, а может и все 20 поездов. Поэтому уровень шума в течение дня нужно рассчитывать при наихудших условиях. Но какая разница, сколько поездов идет в день? Любой человек имеет право на безопасные и комфортные условия проживания.

Главный санитарный врач говорит, что Центр гигиены рассматривал несколько вариантов решения проблемы, чтобы дольщики смогли как можно быстрее получить ключи от своих квартир. Например, ввести в эксплуатацию дома, которые дальше всех стоят от железной дороги.

— Вариант вводить дома по очереди мы рассматривали, но согласно действующему законодательству, учитывая, что инвестиционный договор был заключен на строительство квартала малоэтажной жилой застройки в целом, то и приниматься в эксплуатацию должны все дома малоэтажной жилой застройки единовременно. К тому же на сегодня в этом жилом квартале нет ни одного дома, во всех квартирах которого уровень шума соответствовал бы нормативам. Даже в самых дальних домах есть квартиры, где уровень шума превышает допустимый, — говорит Регина Эдмундовна. — На сегодняшний день единственно правильный способ решения проблемы — принять все возможные меры по снижению шумовой нагрузки до предельно допустимых уровней.

Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-15%
-30%
-50%
-10%
-20%
-25%
-20%
-20%
0059025