Новости
От застройщика
Строительство
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама
реклама

Экспертиза


Планы по строительству жилья в 2016-м закреплены постановлением правительства, о котором мы писали на днях. Подробный разбор постановления № 1101 — в показательных графиках и таблицах — подготовил аналитик Степан Иванов.

Сокращение по метрам

В 2016 году планируется ввести в эксплуатацию 4 млн квадратных метров жилья, в том числе по регионам:

Программа 2016 года характеризуется снижением объема строительства одноквартирных жилых домов (-19,8% к уровню 2015 года) и ростом объемов строительства многоквартирных домов (+11,5%). Это изменение позволит уменьшить затраты на возводимое жилье и сохранить объемы строительства в 2016 году на уровне 2015 года, поскольку предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в многоквартирных жилых домах составляет 6,6 млн рублей, в индивидуальных жилых домах — 9,4 млн рублей.

Программа строительства жилья с господдержкой в 2016 году:

Программа 2016 года характеризуется уменьшением объемов строительства жилья в рамках социальных программ:

— на 63,1% снижены объемы строительства жилья в сельхозорганизациях;

— на 47,5% для многодетных семей;

— на 67,8% для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах;

— на 31,5% арендного жилья;

— на 19,8% индивидуальных жилых домов.

На 6,8% увеличены объемы строительства жилья социального пользования, на 2,7% для работников государственных органов и организаций.

Следует отметить, что в соответствии с указом от 16 ноября 2015 года № 460 граждане, проживающие в общежитиях более 10 лет, исключены из числа граждан, имеющих право на внеочередное получение льготных кредитов. В 2016 году данная категория граждан сможет строить жилье только на общих основаниях.

Снижение объемов строительства характерно для всех регионов за исключением Могилевской области (программа строительства Могилевской области получила развитие в соответствии с указом президента от 8 июня 2015 года № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области»).

Города-спутники Минска в 2016 году не получат своего развития.

Объемы строительства арендного жилья в Гродненской области определены с учетом жилых домов для работников будущей атомной электростанции.

Инфраструктура потерпит

Объемы финансирования в 2016 году строительства (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов (кварталов) жилой застройки, включая районы (кварталы) индивидуальной жилой застройки, составляют:

Планируемый объем финансирования инженерно-транспортной инфраструктуры на 17,1% ниже уровня 2015 года (с учетом инфляции в строительстве, оцененной в 8% — минус 23,7%) Уменьшение объемов финансирования инженерно-транспортной инфраструктуры характерно для всех регионов за исключением столицы (во многом благодаря многофункциональному комплексу «Минск-Мир»). Значительно уменьшены объемы финансирования за счет средств местных бюджетов (-39,1%), кредитных ресурсов ОАО «Банка развития Республики Беларусь» (-68,8%). На 8,7% увеличены объемы финансирования за счет средств республиканского бюджета. Существенное уменьшение объемов финансирования объектов инженерно-транспортной инфраструктуры приведет в последующие годы к снижению объемов строительства жилья.

Деньги

На строительство (реконструкцию) жилья (без учета затрат на инфраструктуру) в 2016 году будет выделено Br 38 трлн 448,4 млрд рублей, в том числе по регионам:

Программа предусматривает увеличение объемов финансирования по всем регионам за исключением Гродненской области. Уменьшение объемов финансирования по Гродненской области и планируемые объемы строительства арендного жилья для АЭС в Островце предполагают уменьшение объемов строительства жилья для остальных категорий граждан. Важным моментом является тот факт, что наряду с уменьшением бюджетного финансирования, для выполнения программы строительства правительство планирует привлечь на 20,3% больше чем в 2015 году собственных средств граждан и на 10,2% больше средств организаций и иностранных источников. С учетом снижения уровня реальных доходов населения и ростом безработицы, планируемое увеличение на 20% поступлений собственных средств граждан выглядит маловероятным прогнозом.

Кредиты

Пунктом 5.2.1. постановления расширен перечень льготных кредитных ресурсов, выдаваемых банками гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на строительство (реконструкцию) жилых помещений или приобретение жилых помещений, построенных по государственному заказу. Новый вид льготного кредитования предусматривает выдачу кредитов на условиях, определяемых банками, по ставкам, уменьшенным на 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка. Таким образом, льготные кредиты становятся значительно дороже.

Предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения (для расчета объема льготного кредитования) на 2016 год составит 6,6 млн рублей (+0,0% к уровню 2015 года). Сохранение норматива стоимости метра на уровне 2015 года, без учета восьмипроцентной инфляции 2015 года в строительной отрасли говорит об использовании правительством различных механизмов по уменьшению объемов льготного кредитования при строительстве жилья и снижения в связи с этим нагрузки на бюджет. В результате сниженная платежеспособность населения может привести к увеличению дебиторской задолженности перед строительными организациями.

Для финансирования программы строительства жилья 2016 года выделены следующие объемы кредитных ресурсов:

В 2016 году на 30,4% к уровню 2015 года (- 66,9% к уровню 2014-го) уменьшены объемы кредитной поддержки программы строительства, в том числе льготного кредитования на 33,1% к уровню 2015 года (- 68,6% к уровню 2014-го).

Дефицит бюджетных средств не позволяет обеспечить государственную поддержку граждан при строительстве жилья на уровне прошлых лет. Здравой была недавняя инициатива Минских ДСК о предоставлении нуждающимся гражданам возможности за счет собственных средств (без привлечения льготного кредита) строить жилье по отдельной очереди.

«Однако предложенная домостроительными комбинатами инициатива может привести к дальнейшему увеличению дебиторской задолженности перед строительными организациями в случае направления на строительство неплатежеспособных граждан, — подчеркивает аналитик. —  Предложенный механизм финансирования строительства было бы логично применять для граждан, способных подтвердить (открытием банковского счета, предоставлением прочих документов) свою платежеспособность».

Вывод Степан Иванов делает следующий: «Планируемый правительством уровень ввода в эксплуатацию жилья (4 млн кв. метров) наряду со снижением объемов бюджетного финансирования (минус 23,7% на строительство инженерно-транспортной инфраструктуры, минус 30,4/66,9% к уровню 2015/2014 года кредитная поддержка), а также зависимость программы строительства от предполагаемого существенного увеличения (более 20%) объемов финансирования строительства за счет собственных средств граждан говорит о том, что в будущем году, возможно, придется пересмотреть задание по вводу жилья и снизить показатели до уровня 3,2−3,6 млн кв.метров. В 2016 году сохранится тренд снижения объемов строительства».


Другие новости