Новости
От застройщика
Строительство
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама

Экспертиза


Наталья Литовская, Фото: Евгений Ерчак,

Сегодня представителям СМИ презентовали новый Генплан Минска. Случилась накладка — больше сотни горожан пришли на презентацию, рассчитанную на журналистов, и в помещении со стендами и схемами негде было яблоку упасть. Поэтому журналистам начальник мастерской генерального плана института «Минскградо» Александр Акентьев рассказывал о стратегии развития города в своем кабинете — и после вышел к горожанам отвечать на более конкретные вопросы.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

О Генплане в целом

Вторая редакция Генплана существенно отличается от Генплана 2003 года. В старом варианте предполагалось, что все самое важное располагается в центре и к периферии растворяется в сельских пейзажах, что «богатство» города (магазины, кафе, садики, поликлиники) распределяется вдоль основных артерий Минска, и чем дальше от центра, тем его меньше.

— Это классическая схема развития, — объяснял Александр Акентьев. — Однако с целью экономии средств, которые мы уже вложили в социальную инфраструктуру — сады, школы, поликлиники, было принято решение о строительстве высокоплотной застройки ближе к кольцевой. Все районы, расположенные там, — Малиновка, Сухарево, Каменная Горка, Масюковщина чуть раньше — застраиваются более высокими домами.

То есть если раньше город выглядел как пирамида — с высокими домами в центре и малоэтажными к периферии, теперь градостроителям ближе вид кратера — когда центр на фоне периферии выглядит низкоэтажным.

«Периферия» уже плотно заселена. Теперь стал вопрос приблизить к особо плотно заселенным западным краям города услуги, рабочие места, обеспечить нормативы по озеленению и зонам отдыха. С торговыми центрами уже нет особых проблем. Хуже с работой и транспортом.

— Утром все выезжают из этих районов, вечером возвращаются. Отсюда — транспортная перегрузка.

Александр Акентьев отметил, что развитие радиальных связей и внутреннего — первого — кольца заложено в новом Генплане. Первое кольцо должны почти замкнуть. Заложено в будущий Генплан и сдерживание автомобилизации. 370 автомобилей на 1000 жителей — максимум, на что рассчитывает город.

— Хуже с местами для отдыха. Но северные и северо-западные территории имеют большой потенциал, — объясняет главный архитектор Минскградо, показывая на территории, прилегающие к Минскому морю. Оказывается, Минскградо предлагает включить земли до водохранилища в территорию города. Это предложение озвучено — но не Минскградо принимает решение.

— Есть перспектива создания Лошицкой водной системы, где сейчас слишком мало мест для отдыха. Есть такой норматив — обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования. В Московском и Фрунзенском районе нужно приложить очень много усилий, чтобы сделать комфортным проживание в этой части города.

Как объяснил главный по Генплану, идеально, когда на каждого жителя приходится в среднем 31 квадратный метр зеленых насаждений. В Минске есть и такие районы. Но в целом максимум, на что может рассчитывать город по предлагаемому Генплану, — это 17 квадратных метров зелени на душу. Просто потому, что сделать ту же Каменную Горку зеленой уже невозможно.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

О жилье

В Генплане от 2003 года расчетная численность жителей была 2 миллиона человек.

— В этом Генплане мы ее оставляем.

Жилищное строительство не будет особенно масштабным. По данным градостроителей, уровень «здорового жилья» — 19 квадратных метров на человека, уровень «комфортного» — 29 метров на члена семьи. Евростандарт — 31 квадратный метр. Сейчас обеспеченность в Минске — 21 квадратный метр, по предлагаемому Генплану — 26 квадратных метров. Около 5 миллионов «квадратов» жилья может быть построено в столице до 2020 года.

Но Александр Акентьев согласен: когда-нибудь Минск выплеснется за пределы существующих границ. И приводит любопытные цифры — к Минску примыкает 6,6 тысячи гектаров жилых территорий сельских населенных пунктов, плотность населения — до 5 человек на гектар. Нормой является 20−25.

— Если мы реконструируем эти сельские населенные пункты, построим сети, дороги, здесь можно разместить дополнительно до 100 тысяч жителей. Это колоссальный резерв.

Именно поэтому земли, примыкающие к Минску, — под двойной «опекой»: города и области. Чтобы область там не строила по своим «сельским» нормативам.

Частный сектор

Отношение к усадебной застройке у города такое: земля под частными домами особо ценная. У жителей усадебной застройки зачастую по 2 автомобиля, и они создают лишнюю нагрузку. Обеспечить усадебную застройку школами и садами сложней. В общем, градостроители упорны в мысли, что Сельхозпоселку и застройке вдоль проспекта Дзержинского нет места в столице будущего.

Строить будут и на землях предприятий. Вынесут аэропорт Минск-1 и авиаремонтный завод, застроят территории птицефабрики им. Крупской, будут застраивать и военные городки — на Маяковского, Нововиленской, Кабушкина и т. д.

— Говоря о сносе усадебной застройки, мы оставляем ее на менее ценных территориях, нежели те, что примыкают к центральной зоне в границе второго транспортного кольца. 70% усадебной застройки сохраняют. Генплан не определяет судьбу каждого района и квартала. Эта работа выполняется на этапе детального планирования. Минчане очень больно переживают время, которое они уже пережили, когда им запрещали поддерживать свои дома в надлежащем порядке. Мы к этому напрямую не причастны, но считаем целесообразным разрешить тем, кого должны снести в ближайшую пятилетку, разрешить поддерживать дома в нормальном санитарном состоянии. А тем владельцам усадеб, снос которых — в далекой перспективе, разрешить улучшать жилищные условия, достраивать, приняв за норматив хотя бы те же 19 квадратных метров на человека. Такое отношение к усадебной застройке мы считаем правильным, — говорит Александр Акентьев.

Главный архитектор Минскградо отметил, что в Колодищанском направлении, «аппендиксе», присоединенном к городу, тоже будет строиться жилье, кроме Ноттингема и Зеленого Бора-1 будет развиваться и немалый участок усадебной застройки. «Возможно, там будут выделять участки и для тех, кого сносят в Минске», — предположил Акентьев.

— Выбытие жилищного фонда к 2030 году — 1 миллион квадратных метров. Из них 400 тысяч — усадебной застройки, еще 400 тысяч — это первые этажи домов вдоль улиц с большим трафиком, они будут переводиться в нежилой фонд под объекты услуг. И 200 тысяч многоквартирной (речь идет о двухэтажных и трехэтажных домах, которые отжили свой век) — они должны уступить место многоэтажной застройке, — рассказал Акентьев. — Исключение может составить Осмоловка. Чтобы защитить Осмоловку, должно быть законное основание. Для этого она должна получить статус исторической ценности. Минскградо может это только рекомендовать, принимать решение нужно будет совместно с Министерством культуры.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Третья линия метро

— Почему ее запланировали пустить по Богдановича, где низкая плотность населения, а не по Якуба Коласа и Логойскому тракту, где она была бы более востребована? — поинтересовались журналисты.

— Вести две нитки метро параллельно — абсолютно нецелесообразно и затратно. Участок улицы Богдановича, который проходит сейчас по усадебной застройке, по проектам и действующему Генплану должен был проходить по участкам с многоквартирной застройкой. Там был запланирован большой объем жилищного строительства. Сейчас его сократили, и конечно, сначала строить метро и потом заселять — невыгодно. Но метро — скоростной транспорт, и на конечной обязательно будет пересадочный узел. И на этом узле будут «сидеть» все жители Лесковки, Боровлян, огромного массива дач, которые есть в том направлении. Логойщина у нас имеет большие перспективы к созданию зон отдыха. Все эти данные будут положены на ЭВМ. Будет сделан расчет — такая работа заказана сейчас, разрабатывается комплексная схема развития городского транспорта. И тогда будет окончательно принято решение и будут обсуждаться все аспекты этого решения. В стратегии ветка есть. До 2020 года ее не будут строить точно. А после 2025−30 годов ее точное расположение определится расчетным проектом.

Напомним, изучить Генплан может любой гражданин в «Минскградо» (улица Комсомольская, 8), до 5 ноября, в будние дни с 14.00 до 18.00, а в субботу и воскресенье с 10.00 до 15.00.

Читайте также:

Семь минских инициативных групп борцов со сносом и уплотнением объединились против Мингорисполкома
 


Другие новости

Комментарии с форума

  • fogast_fogastfo 14 октября 2015 в 18:01 из Беларуси

    На мой взгляд,что необходимо сегодня сделать для того, чтобы Минск развивался так, как развиваются лучшие города мира? а) Законодательно запретить вести застройку Минска без генерального плана, методом «уплотнения». Причем как можно быстрее. Законодательный запрет - единственная возможность в данной ситуации. Ведь слишком высока цена вопроса при строительстве в центральной части города, слишком велик соблазн. В такой ситуации интересы горожан уходят на второй-третий план. Не будем объяснять, почему и как это происходит, все прекрасно известно и так. В результате город развивается хаотично, без плана, без концепции. б) принять программу строительства и возведения паркингов и плоскостных стоянок. Эту программу надо принимать немедленно, так как вскоре не останется места не только для детских спортивных площадок и сквериков для прогулок и отдыха, но и элементарно мест для стоянок автомобилей. Надо уважать наших людей. Тех, кто хочет жить, работать и воспитывать своих детей в городе Минске. И, в конце концов - передать молодым минчанам город, построенный не по принципу... Читать дальше...

    +45 −2  
  • SnuS 14 октября 2015 в 21:39 из Беларуси

    Глядя на карту Минска понимаешь, что, как такового "Генплана" никогда не было и врядли будет, весь город строился и строится тяп-ляп абы как. Нет элементарной продуманности концепции мегаполиса. Купите этим "проектантам" линейки, пусть рисуют ПРЯМЫЕ улицы, а не зигзагообразные лабиринты.

    +15 −3  
  • Олег_Алексиевич_talks59 14 октября 2015 в 22:10 из Норвегии

    Я не буду ждать,когда мне озелянят территорию,я сам весной начну.Это возле стоянки авто,ТЦ Максимус,на Лобанка. Рекомендую березы и вербы.Кто рядом,присоединяйтесь,сделаем на зависть.

    +12 −0  
  • id4772727 15 октября 2015 в 10:47 из Беларуси

    У многих какое-то странное отношение к Генплану города. Ребята, это ГенПлан для горожан. План для нас с вами и для наших детей. Поэтому мне не понятно несколько вещей: 1. Почему так мало времени дается на общественное обсуждение этого судьбоносного для многих и многих семей документа? 2. Почему многочисленные жалобы и предложения жителей столицы игнорируются? 3. Механизм компенсации за отбираемую у граждан недвижимость (дома, гаражи, сады и проч.), нажитую за долгие годы остается крайне несправедливым и переменчивым. Сначала нужно утвердить (обществом) механизмы компенсаций. 4. Это уже далеко не первый ГенПлан на моей памяти и пока для меня этот документ - всего лишь аргумент на долгие десятилетия для властей, чтобы запрещать мне обустраивать свой Дом, делать качественней свою жизнь и смотреть в будущее с уверенностью. 5. Почему планы строятся не в интересах житилей, а в интересах каких-то инвесторов, у которых цель одна - сделать на нас и на нашей земле прибыли!?

    +11 −1