• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Экспертиза


Наталья Литовская, Фото: Евгений Ерчак,

Сегодня представителям СМИ презентовали новый Генплан Минска. Случилась накладка — больше сотни горожан пришли на презентацию, рассчитанную на журналистов, и в помещении со стендами и схемами негде было яблоку упасть. Поэтому журналистам начальник мастерской генерального плана института «Минскградо» Александр Акентьев рассказывал о стратегии развития города в своем кабинете — и после вышел к горожанам отвечать на более конкретные вопросы.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

О Генплане в целом

Вторая редакция Генплана существенно отличается от Генплана 2003 года. В старом варианте предполагалось, что все самое важное располагается в центре и к периферии растворяется в сельских пейзажах, что «богатство» города (магазины, кафе, садики, поликлиники) распределяется вдоль основных артерий Минска, и чем дальше от центра, тем его меньше.

— Это классическая схема развития, — объяснял Александр Акентьев. — Однако с целью экономии средств, которые мы уже вложили в социальную инфраструктуру — сады, школы, поликлиники, было принято решение о строительстве высокоплотной застройки ближе к кольцевой. Все районы, расположенные там, — Малиновка, Сухарево, Каменная Горка, Масюковщина чуть раньше — застраиваются более высокими домами.

То есть если раньше город выглядел как пирамида — с высокими домами в центре и малоэтажными к периферии, теперь градостроителям ближе вид кратера — когда центр на фоне периферии выглядит низкоэтажным.

«Периферия» уже плотно заселена. Теперь стал вопрос приблизить к особо плотно заселенным западным краям города услуги, рабочие места, обеспечить нормативы по озеленению и зонам отдыха. С торговыми центрами уже нет особых проблем. Хуже с работой и транспортом.

— Утром все выезжают из этих районов, вечером возвращаются. Отсюда — транспортная перегрузка.

Александр Акентьев отметил, что развитие радиальных связей и внутреннего — первого — кольца заложено в новом Генплане. Первое кольцо должны почти замкнуть. Заложено в будущий Генплан и сдерживание автомобилизации. 370 автомобилей на 1000 жителей — максимум, на что рассчитывает город.

— Хуже с местами для отдыха. Но северные и северо-западные территории имеют большой потенциал, — объясняет главный архитектор Минскградо, показывая на территории, прилегающие к Минскому морю. Оказывается, Минскградо предлагает включить земли до водохранилища в территорию города. Это предложение озвучено — но не Минскградо принимает решение.

— Есть перспектива создания Лошицкой водной системы, где сейчас слишком мало мест для отдыха. Есть такой норматив — обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования. В Московском и Фрунзенском районе нужно приложить очень много усилий, чтобы сделать комфортным проживание в этой части города.

Как объяснил главный по Генплану, идеально, когда на каждого жителя приходится в среднем 31 квадратный метр зеленых насаждений. В Минске есть и такие районы. Но в целом максимум, на что может рассчитывать город по предлагаемому Генплану, — это 17 квадратных метров зелени на душу. Просто потому, что сделать ту же Каменную Горку зеленой уже невозможно.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

О жилье

В Генплане от 2003 года расчетная численность жителей была 2 миллиона человек.

— В этом Генплане мы ее оставляем.

Жилищное строительство не будет особенно масштабным. По данным градостроителей, уровень «здорового жилья» — 19 квадратных метров на человека, уровень «комфортного» — 29 метров на члена семьи. Евростандарт — 31 квадратный метр. Сейчас обеспеченность в Минске — 21 квадратный метр, по предлагаемому Генплану — 26 квадратных метров. Около 5 миллионов «квадратов» жилья может быть построено в столице до 2020 года.

Но Александр Акентьев согласен: когда-нибудь Минск выплеснется за пределы существующих границ. И приводит любопытные цифры — к Минску примыкает 6,6 тысячи гектаров жилых территорий сельских населенных пунктов, плотность населения — до 5 человек на гектар. Нормой является 20−25.

— Если мы реконструируем эти сельские населенные пункты, построим сети, дороги, здесь можно разместить дополнительно до 100 тысяч жителей. Это колоссальный резерв.

Именно поэтому земли, примыкающие к Минску, — под двойной «опекой»: города и области. Чтобы область там не строила по своим «сельским» нормативам.

Частный сектор

Отношение к усадебной застройке у города такое: земля под частными домами особо ценная. У жителей усадебной застройки зачастую по 2 автомобиля, и они создают лишнюю нагрузку. Обеспечить усадебную застройку школами и садами сложней. В общем, градостроители упорны в мысли, что Сельхозпоселку и застройке вдоль проспекта Дзержинского нет места в столице будущего.

Строить будут и на землях предприятий. Вынесут аэропорт Минск-1 и авиаремонтный завод, застроят территории птицефабрики им. Крупской, будут застраивать и военные городки — на Маяковского, Нововиленской, Кабушкина и т. д.

— Говоря о сносе усадебной застройки, мы оставляем ее на менее ценных территориях, нежели те, что примыкают к центральной зоне в границе второго транспортного кольца. 70% усадебной застройки сохраняют. Генплан не определяет судьбу каждого района и квартала. Эта работа выполняется на этапе детального планирования. Минчане очень больно переживают время, которое они уже пережили, когда им запрещали поддерживать свои дома в надлежащем порядке. Мы к этому напрямую не причастны, но считаем целесообразным разрешить тем, кого должны снести в ближайшую пятилетку, разрешить поддерживать дома в нормальном санитарном состоянии. А тем владельцам усадеб, снос которых — в далекой перспективе, разрешить улучшать жилищные условия, достраивать, приняв за норматив хотя бы те же 19 квадратных метров на человека. Такое отношение к усадебной застройке мы считаем правильным, — говорит Александр Акентьев.

Главный архитектор Минскградо отметил, что в Колодищанском направлении, «аппендиксе», присоединенном к городу, тоже будет строиться жилье, кроме Ноттингема и Зеленого Бора-1 будет развиваться и немалый участок усадебной застройки. «Возможно, там будут выделять участки и для тех, кого сносят в Минске», — предположил Акентьев.

— Выбытие жилищного фонда к 2030 году — 1 миллион квадратных метров. Из них 400 тысяч — усадебной застройки, еще 400 тысяч — это первые этажи домов вдоль улиц с большим трафиком, они будут переводиться в нежилой фонд под объекты услуг. И 200 тысяч многоквартирной (речь идет о двухэтажных и трехэтажных домах, которые отжили свой век) — они должны уступить место многоэтажной застройке, — рассказал Акентьев. — Исключение может составить Осмоловка. Чтобы защитить Осмоловку, должно быть законное основание. Для этого она должна получить статус исторической ценности. Минскградо может это только рекомендовать, принимать решение нужно будет совместно с Министерством культуры.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Третья линия метро

— Почему ее запланировали пустить по Богдановича, где низкая плотность населения, а не по Якуба Коласа и Логойскому тракту, где она была бы более востребована? — поинтересовались журналисты.

— Вести две нитки метро параллельно — абсолютно нецелесообразно и затратно. Участок улицы Богдановича, который проходит сейчас по усадебной застройке, по проектам и действующему Генплану должен был проходить по участкам с многоквартирной застройкой. Там был запланирован большой объем жилищного строительства. Сейчас его сократили, и конечно, сначала строить метро и потом заселять — невыгодно. Но метро — скоростной транспорт, и на конечной обязательно будет пересадочный узел. И на этом узле будут «сидеть» все жители Лесковки, Боровлян, огромного массива дач, которые есть в том направлении. Логойщина у нас имеет большие перспективы к созданию зон отдыха. Все эти данные будут положены на ЭВМ. Будет сделан расчет — такая работа заказана сейчас, разрабатывается комплексная схема развития городского транспорта. И тогда будет окончательно принято решение и будут обсуждаться все аспекты этого решения. В стратегии ветка есть. До 2020 года ее не будут строить точно. А после 2025−30 годов ее точное расположение определится расчетным проектом.

Напомним, изучить Генплан может любой гражданин в «Минскградо» (улица Комсомольская, 8), до 5 ноября, в будние дни с 14.00 до 18.00, а в субботу и воскресенье с 10.00 до 15.00.

Читайте также:

Семь минских инициативных групп борцов со сносом и уплотнением объединились против Мингорисполкома
 

Нужные услуги в нужный момент
-15%
-10%
-15%
-10%
-20%
-70%
0059025