• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Экспертиза


/ Фото: из личного архива Николая Власюка,

На одном из недавних совещаний  Александр Лукашенко резко высказался против увеличения числа жителей столицы и потребовал ограничить строительство в Минске. Вместе с тем под строгим запретом остаются ближайшие к кольцевой дороге земли, представляющие собой, по словам президента, "ценные сельскохозяйственные угодья". Каким видит решение этого ребуса новый главный архитектор города Николай Власюк? Планируется ли  выселить нуждающихся в города-спутники и будет ли вестись строительство жилья внутри "кольцевой"? Об этом, и не только, читайте в нашем интервью.


Николай Власюк на посту председателя Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома всего несколько недель, но уже полон идей и планов. До этого архитектор занимал должность заместителя директора по науке в БелНИИП градостроительства. С командой брестских архитекторов он участвовал в конкурсе проектов "Минск-Сити", чья концепция была признана одной из лучших.

- Насколько актуальна сегодня проблема перенаселенности Минска?

Объективно Минск – это относительно небольшой город, если сравнивать его с общемировыми агломерациями (скопление населенных пунктов. - TUT.BY). Например, в Большом Токио живут около 30 миллионов человек, в Большом Лондоне - более 14 миллионов, в Большом Париже - 12 миллионов. Москва вместе с пригородом объединяет 18 миллионов жителей. Вообще в России сегодня активно развивается агломерационная градостроительная политика, определены 22 агломерации –  из городов-миллионников.

Население самого Минска - всего 2 миллиона человек. По сути, если бы нас ничего не сдерживало, мы могли бы и дальше расширяться за кольцевую дорогу. Генеральный план 2011 года был составлен исходя из таких перспектив. Однако после издания указа президента, запрещающего застраивать сельскохозяйственные земли в том числе за кольцевой дорогой, осталось два варианта: развиваться внутри МКАД (что и происходило последние два года, когда предел уплотнения достиг максимума) или все-таки полноценно реализовать идею городов-спутников.

Генеральный план Минска 2011 г. (с развитием городской черты за МКАД), который не был согласован президентом. Фактически столица уже два года живет без актуального плана.

По ссылке откроется изображение большего размера >>>

- То есть естественное развитие города сдерживают сельхозугодья?

Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Мы бережно подходим к сельскохозяйственным землям, лесам, создавая рекреационный буфер на перспективу, но при этом идем на удорожание строительства необходимой инфраструктуры в городах-спутниках сегодня. Это наша модель, которая похожа на западные и российские и имеет как свои плюсы, так и минусы. Я считаю, что ограничить Минск МКАДом, в принципе, неплохой вариант. Сейчас в связи с поручением президента мы занимаемся корректировкой Генерального плана 2011 года. Перед нами стоит несколько важных задач. Во-первых, нужно четко разобраться и продумать, что такое вообще Минская агломерация, Большой Минск и как он будет развиваться. Имеется в виду создание городов-спутников, их очередность, обоснование площадок, транспортные связи, инженерия, места приложения труда и т. д.

Сегодня развивать спутники как спальные районы города будет непростительной ошибкой. Они должны быть самодостаточными. Параллельно со строительством жилья мы должны думать о том, какое там разместить производство. Минск - это огромный магнит, и если мы хотим рассредоточить его центробежную силу, надо часть функций - административных, учебных, производственных - делегировать в города-спутники. Можно развивать целые секторы, например, агропромышленный сектор, туристско-рекреационый (Заславль), инновационно-производственный (Китайский технопарк), научно-административный и пр.

Если мы будем застраивать спутники только жильем, получим проблему маятниковой миграции. Люди будут ездить на работу в центр Минска, брать оттуда все блага города и вечером будут возвращаться в спальный район. Нужно, чтобы хотя бы 40 процентов жителей городов-спутников могли найти себе работу на месте. Остальные могут ездить на работу в столицу, а может быть, и в другой соседний город-спутник. Конечно, многое уже сделано, проанализирован потенциал многих площадок, но нам еще предстоит большая комплексная работа над проектом Минской агломерации. И президент согласился, что такая работа нужна.



Вторая проблема, которая, может быть, пока еще явно не видна, это интересы области и города. Их нужно связать воедино. Следующий вопрос - это управление агломерацией, нужно решить, кто будет руководить Большим Минском - Мингорисполком, Миноблисполком или какая-то новая структура.

- Как решают проблему перенаселенности городов за рубежом?

Вообще проблема спутников и агломераций не нова. В связи с промышленной революцией появилась необходимость использовать пригородные территории. В Лондоне конца 19 века эта идея уже была озвучена социологом Э.Говардом в концепции "город-сад". В качестве оптимальных были предложены небольшие города-спутники, сочетающие лучшие свойства города и деревни численностью 32 тысячи жителей. Потом наступила вторая волна - послевоенная, когда во всей Европе начались агломерационные процессы (субурбанизация) - в Париже, Стокгольме, Вене, Копенгагене, Милане  и других городах.

Но если в Европе города-спутники активно развивались в середине 20 века (50-70-е годы), то сейчас на смену этой тенденции приходит другая тенденция: люди возвращаются из спутников в города. Начинаются уже другие процессы. Возможно, мы с агломерациями даже несколько отстаем.

Во многих европейских столицах, чтобы не допустить транспортного коллапса, организовали платный въезд в центр города. Возьмем тот же Стокгольм, центр там без машин, пустой. Шведы доезжают до центральной кольцевой на автомобиле, оставляют ее на парковке и продолжают движение пешком, на общественном транспорте или на велосипеде. Мне очень хотелось бы применить эту концепцию к Минску - начать формировать пешеходный центр, сделать связь между Верхним и Нижним городом, которая сейчас разрезается улицей Богдановича. Но для этого нужна тесная работа многих ведомств: горисполкома, министерств транспорта и архитектуры. Должны быть построены перехватывающие парковки, велопарковки, сеть велодорожек, а не одна вдоль Свислочи.

Если говорить о видах или типах агломераций, то есть агломерации моноцентрические с одним центром и полицентрические – с двумя и более, радиально-кольцевые, линейные, ячеистые, сегментные. В нашем случае Минск - классический вариант радиально-кольцевой. В Москве, например, рядом с городом выделили такую же по площади территорию на запад в виде "хвоста кометы", которая станет вторым центром притяжения.  Поскольку эта зона располагается рядом (туда легко перенести сети и организовать транспортное сообщение), этот вариант довольно эффективен с экономической точки зрения.

Есть несколько интересных идей молодых архитекторов-градостроителей из Санкт-Петербурга, Бреста – экологическая модель сельских поселений недалеко от города, когда экологический образ жизни становится приоритетом. Предполагается создание обособленных деревень, в которых будут собираться люди по интересам, например, сообщество журналистов, архитекторов, художников, экологов. Эти люди смогут работать на удаленном расстоянии от города по интернету фактически посреди леса.

На слуху также выражение "одноэтажная Америка". Большой Нью-Йорк, города в Канаде развиваются по принципу усадебной застройки за пределами многоэтажного центра. Но к нам этот вариант мало применим, поскольку он более дорогостоящий.



- Вернемся к Минску и его проблемам. Продолжится ли  строительство внутри кольцевой?

Внутри кольцевой есть еще неэффективно используемые площадки, поэтому строительство продолжится. Это промышленные территории, территории вдоль железнодорожных путей, аэропорт-1, пустыри и т. д. Резерв еще есть. К слову, вынос промышленных предприятий - это тенденция постиндустриального города. Крайне важно, чтобы город пошел навстречу и дотировал такие мероприятия, потому что самим промзонам их вынос не всегда по силам.

Согласно плану до 2017 года мы планомерно будем уменьшать количество жилья, которое строится в Минске. Если сейчас мы строим по миллиону метров квадратных, то с 2017 года около половины жилья будет строиться на внешних территориях.

До сих пор мы говорили о количественных показателях - вводимых метрах, но сегодня нужно переходить на качественный уровень. Говоря словами президента, дать Минску "огранку". Подход к проектированию жилых районов необходимо менять. Строительство микрорайонов, в которых нет зелени, негде поставить машину, где мы не знаем соседей по площадке, - это не самый лучший вариант для нашего города. 

Нужно внедрять энергоэффективные кварталы застройки. При строительстве учитывать весь период эксплуатации здания, как в Европе. То, что сегодня обходится дороже на начальной стадии, окупится уже через 7-10 лет. Мы считаем, что строить дешево - это выход, но кто просчитывал, как влияет однообразная, монотонная среда на социальную составляющую? В Швеции есть понятие "депрессивный микрорайон", где преступность выше среднего.

Гораздо больше для современного города подходит квартальный тип застройки, которая исторически характерна для центра Минска. Внутри квартала создается безопасная человечная среда, где нет транспорта. Люди, которые живут в квартале, знают друг друга. Очень важно перейти на "соседские отношения", где жители начнут сами следить за территорией, на которой живут.

Есть и принципиальные вещи, которые хотелось бы в Минске оставить. Мы гордимся нашим водно-зеленым диаметром, и это действительно уникальное творение рук человеческих. В генеральном плане надо определить границы зеленой зоны, которую нельзя застраивать ни под каким предлогом и под указ ограничить строительство на этих территориях. 

- Означает ли это, что в городе будет строиться только элитное жилье, а нуждающихся выселят в города-спутники?

Строительство элитного жилья и жилья для нуждающихся будет вестись в городе в равных долях, как и сейчас. Перемещать всех нуждающихся в города-спутники пока не планируется. Сегодня задача создать в городах-спутниках такую среду, которая не будет уступать Минску. Скажем, я сам не коренной минчанин, у меня не решен вопрос с жильем. Может, я тоже в итоге буду жить в городе-спутнике. Важно, чтобы он не уступал по качеству жизни Минску, иначе это будет не полноценный спутник, а спальный район.

- Ваше мнение по поводу точечной застройки в Минске? По плотности населения Минск впереди Шанхая, Пекина и Токио…

Сейчас мы не согласовываем точечные инвестиционные решения, если нет детального плана на всю прилегающую территорию (ПДП). Это документ, имеющий юридическую силу, в котором рассматривается застройка территории комплексно: основные ее функции, наличие инженерно-транспортной инфраструктуры, объектов соцкультбыта, нормативная плотность застройки, возможность нового строительства или реконструкции. На основе этих проектов мы предлагаем инвестиционные площадки и проводим аукционы. Просто так земля под строительство уже не выделяется.

- Каковы реальные сроки создания Минской агломерации? О городах-спутниках говорят уже давно, а воз и ныне там.

Есть программа-минимум и программа-максимум. К концу года мы планируем закончить основные этапы по Генеральному плану. А дальше - дело за реализацией. В отношении агломерации курировать работу будут Министерство архитектуры и Мингорисполком. В первую очередь, строительство будет вестись в ближайших к Минску городах, где транспортная доступность - менее часа. К 2017-2020 годам можно рассчитывать на формирование спутников на базе Заславля, Смолевичей, района Сокола, Дружного, Логойска. На далекую перспективу можно говорить о развитии и других спутников, таких, как Дзержинск, Марьина Горка, Радошковичи, Жодино. Многое зависит от развития скоростного рельсового транспорта, то есть транспортной доступности.
Нужные услуги в нужный момент
0058353