• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  2. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  3. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  4. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  5. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  6. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  7. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  8. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  9. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  10. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  11. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  12. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  13. Вот что Apple показала на своей первой презентации года
  14. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  15. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  16. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  17. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  18. Английские клубы объявили о выходе из Суперлиги. Турнир на грани краха
  19. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  20. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  21. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси
  22. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  23. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  24. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  25. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  26. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  27. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  28. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  29. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  30. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля


Аэлита Сюльжина,

На одном из заседаний рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли под председательством Главы Администрации Президента директор БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА Виктор Ивличев анонсировал инновационный генплан Минска. И даже презентовал Андрею Кобякову красочную схему обновленного города. На ней — принцип расселения минчан по 6 городам–спутникам, которые с центром свяжут железнодорожные магистрали. 5 промплощадок: Фаниполь, свободная экономическая зона "Минск", Руденск, Жодино и Китайско–Белорусский индустриальный парк. Архитекторы давно говорят: главному городу страны тесно в объятиях МКАД, которая вскоре может стать обычной городской магистралью. Но легко рисовать планы. Гораздо сложнее воплощать их в жизнь.

Население Минска ежегодно увеличивается на 15-17 тысяч человек. Если дело так и дальше пойдет, то придется возводить небоскребы, как в Дохе, столице государства Катар, где сконцентрировано до 90 процентов всего населения страны. Но там понятно: вокруг пустыня, а главный источник существования местных жителей — нефть. У нас все иначе. Однако центростремительная сила, которая влечет молодежь и бизнес в столицу, быстро превращает его в перенаселенную агломерацию. Со всеми вытекающими проблемами: пробки на дорогах, очереди на жилье, дороговизна квадратного метра, нехватка мест в близлежащих детских садах и школах...

Иван Романович, начальник главного управления контроля по Минску Комитета госконтроля, обеспокоен: "Степень концентрации населения в столице фактически приблизилась к предельно допустимой. Это негативно сказывается на сохранении качества среды обитания горожан". Несмотря на все меры поддержки, бизнес слабо развивается в малых городах, где недостаток хорошо оплачиваемых рабочих мест. Программа строительства жилых районов для минчан в городах–спутниках фактически проваливается.

Напомним, первый этап ее реализации завершается в 2015 году. По плану, в Смолевичах нужно сдать в эксплуатацию 300 тысяч квадратных метров жилья. Но пока на выходе только один дом. Около 250 тысяч минских семей стоят в очереди на жилье, однако переезжать в спутник желающих мало.

А, собственно, зачем? Чтобы потом ездить на работу в Минск, создавая себе и детям дополнительные проблемы? Кроме того, замахнувшись на грандиозный проект, государство не в состоянии найти огромные суммы, необходимые на создание инфраструктуры. И не найдет, если так и будет строить города–спутники в чистом поле, полагают в Комитете госконтроля.

Решать градостроительные проблемы Минска надо комплексно. В том числе изучив опыт реализации российского проекта "Большая Москва", изюминкой которого станет переезд федеральных министерств за МКАД. Для чиновников будет построен новый город. "И у нас, думаю, ряд министерств и особенно научно–исследовательских институтов следует переносить в города–спутники, в Заславль, например, или Смолевичи", — рассуждает Иван Романович и припоминает в этой связи опыт СССР. Построили под Полоцком нефтеперерабатывающий завод — появился город Новополоцк. Возвели Белорусский металлургический — на карте вырос город Жлобин. В Жодино не один год прекрасно работает Научно–практический центр по земледелию. Зачем все ведомства, исследовательские институты и государственные учреждения размещать в Минске? Вопрос, нуждающийся в предметном обсуждении.

К слову, об этом на сайте "СБ" давно пишут читатели, рассматривая в качестве оптимальной площадки для размещения чиновников Заславль. Тем более что вкус к загородной жизни у минчан активно развивается, если судить по ценам на аукционах по продаже участков близ МКАД. Стоимость 15 соток доходит до 50-100 тысяч долларов. Но если спрос есть, почему бы его не систематизировать и грамотно не перераспределить?

Вот что думает по этому поводу Иван Романович: — У нас имеются огромные площадки под индивидуальное строительство. Полигон в Колодищах, например. Около 200 гектаров. Проблема в чем? Нет инфраструктуры. За счет бюджета построить линии электропередачи, водо– и газопроводы, канализацию и дороги слишком затратно. Да и нереально. Надо искать компромиссы. Предположим так: магистральные сети обеспечивает государство, внутриквартальные — будущие жильцы. Чем не вариант?

Самый экономичный загородный проект возведения индустриального жилья на сегодня — микрорайон Дружный, где уже достаточно развиты сети. В Смолевичах центром притяжения может стать китайский индустриальный парк, в поселке Cокол — аэропорт. Заслуживает внимания концепция застройки микрорайона Щемыслица, на проектирование которого уже инвестировано около 7 миллиардов рублей. В этом районе реально возвести полтора миллиона квадратных метров жилья и свободно расселить 54 тысячи человек. Главный козырь — возможность продления первой линии метро до станции "Малиновка", которая решает главную проблему — транспортную. По генплану, принятому еще в 2003 году, предусматривалось снижение доли производственных территорий в Минске. Вынести намеревались экологически неблагоприятные литейки, авиаремонтный завод, складские базы — всего 18 промышленных и транспортных предприятий. Но все задумки так и остались на уровне целей и задач. Громко провалившийся проект "Минск–Сити" показал: слишком большие высвобождаемые территории — а аэропорт "Минск–1" занимает около 300 гектаров — мало привлекательны для инвесторов.

Более того, все они хорошо умеют считать деньги и не желают выносить предприятия из города за свой счет. Потому что окупить затраты и получить прибыль, настроив даже в самом выгодном месте офисов, торговых центров и квартир, проблематично. Минск — не Москва. Доходы и бизнеса, и населения ниже. Потому очередная попытка провести конкурс на архитектурную концепцию застройки территории первого столичного аэропорта завершилась неудачей. Победитель и инвестор, так и не определены. В Комитете госконтроля полагают, что мэрии города, возможно, стоит выделять под инвестпроекты более мелкие участки, определиться с четкой концепцией застройки, просчитав возможность вынесения производств за МКАД за счет бюджета с последующим возмещением затрат инвесторами. Обсуждая перспективы развития Минска, хорошо бы еще подумать о будущих поколениях. Представьте, если бы в 1960–е лучшие места в городе застроили "хрущевками"? Или в 80–е панельными коробками? Как бы все это смотрелось сегодня? И будут ли завтра уместны модные нынче конструкции из стекла и бетона?

"Надо самые лучшие места резервировать для потомков. Пусть новый облик города формируют они, тогда наш Минск во все времена будет красивым, технологичным и современным", — убежден Иван Романович. И с этой точкой зрения трудно не согласиться.
-40%
-50%
-8%
-21%
-15%
-25%
-15%
-20%
-50%
0069757
реклама