Новости
От застройщика
Строительство
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама

Экспертиза


Пока торговые сети широко осваивают столичное пространство, конкурируя за каждое оживленное местечко, на роль новых точек роста для белорусских и зарубежных компаний стали претендовать областные и районные центры. Вот только выйти за пределы Минска пока рискуют лишь немногие владельцы брендов и франшиз. Настороженную позицию ретейлеров хорошо понимают специалисты. Мы побеседовали с руководителем проектов по коммерческой недвижимости "ТВОЯ СТОЛИЦА. НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА" Иван Селюк.
 
Минск все еще остается центром белорусской "торговой галактики". А заодно и первым городом для выхода сетей на национальный рынок.

- Может пройти немало времени, прежде чем компания выйдет за пределы кольцевой дороги. Пока есть возможность выстроить эффективную сеть в Минске, другие города попросту остаются без внимания. Причем такая ситуация типична не только для международных марок, но и для многих локальных брендов, - подчеркивает эксперт.
 
И это при том, что качественные торговые площади в Минске сейчас на вес золота. Крупные торговые центры в городе начали активно строиться лишь пару лет тому назад, и спрос среди арендаторов не покрывают и наполовину. Даже для Минска торговые объекты-новоселы вроде комплексов "Замок", "Арена-Сити" и "Галилео" не спасают положение. В итоге на тысячу минчан сейчас приходится около 180 кв. м торговых площадей – гораздо меньше среднего для европейских городов показателя в 1,2 тысячи кв. м. Только в соседней Варшаве на тысячу жителей действует 600 кв. м торговых площадей, в Москве – 514 кв. м, в Праге – 500 кв. м, в Санкт-Петербурге – 428 кв. м.
 
Несмотря на дефицит и конкуренцию, торговые сети и не думают изменять Минску. Любовь к городу-герою объясняется не только более высокими доходами столичных потребителей и нежеланием усложнять логистику. Многие владельцы брендов или франшиз воспринимают региональные рынки как "Terra incognita".
 
- Региональные рынки специфичны, поэтому торговые компании, уже имеющие достаточное количество точек в Минске, опасаются рисковать своей экономической успешностью ради развития вне столицы. По этой причине многие бренды представлены в регионах через франшизу, субфраншизу или неофициальные каналы, – поясняет Иван Селюк.
 
Многое, правда, зависит от типа арендатора. Продуктовые сети, магазины бытовой техники и электроники готовы расширяться как в Минске, так и в регионах. Мебельные магазины предпочитают активно развиваться также не только в Минске. Сетевые магазины одежды и обуви обычно открываются в столичных торговых центрах, а возможность "прописаться" в регионах рассматривают нечасто. Такой же позиции придерживаются "новички" – ретейл-операторы, которые только открывают для себя белорусский рынок и потому крайне тщательно выбирают поул-позицию.
 
Привлечь ритейл-операторов в регионы могут новые торговые центры, способные компенсировать слабое развитие в белорусских городах сегмента street retail.

- Краеугольным вопросом для международных игроков выступает наличие площадей, соответствующих требованиям сетевых операторов. При этом локальные ретейлеры, как правило, менее требовательны к качеству помещений. Для крупноформатных арендаторов большую роль при формировании планов развития играет логистика, - замечает эксперт. 
 
В областных центрах уже разрабатывают и возводят торговые центры, которые будут соответствовать требованиям международных и местных брендов.

- Девелоперы понимают, что нужно не только стремиться в места с "идеальной экономикой", но и учитывать потребности покупателей, которые будут приходить в торговые центры, -
 заверяет Иван Селюк. - Чтобы успешно развиваться в регионах, требуется тщательно проработать концепцию торгового центра задолго до начала строительства. А пока получается, что спрос растет, цены растут, а предложение и качество объектов за ними не поспевают.
 
Вместе с тем регионы обладают огромным потенциалом для развития сетевой розницы.

- Анализ социально-экономических характеристик тех или иных городов позволяет выделить ключевые параметры, определяющие уровень привлекательности любого города для сетевых игроков, - подчеркивает специалист. - Стало больше компаний, которые обращаются за тем, чтобы им нашли хорошие места для развития вне столицы. Подобрать им интересные предложения в регионах с учетом различных факторов, включая площадь города и количество торговых точек, удается довольно быстро.
 
Интерес ретейлеров на торговые площади в регионах возрастет в 2014-2015 годах.

- Многие торговые компании уже испытывают потребности в географическом расширении и выходе на республиканский уровень, что приведет к укрупнению торгового бизнеса,
 - убежден Иван Селюк. - Причем опоздание может дорого им обойтись. Ведь с выходом на белорусский рынок мощных международных игроков локальные ретейлеры могут оказаться в круговой осаде, прорвать которую им будет сложно.

Другие новости