101 день за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «В киевской миграционке мне сказали, что я в первой десятке». Айтишник — о переезде в Украину
  2. Пенсионерка из электрички рассказала подробности о задержании и Окрестина
  3. Автозадачка с подвохом. Нарушает ли водитель, выезжая из ворот своего дома на дорогу?
  4. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  5. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  6. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  7. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  8. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  9. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  10. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  11. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  12. Под Молодечно задержали компанию из 25 человек. МВД: «Они собирались сжечь чучело в цветах национального флага»
  13. Бойкот фанатов, новый КоАП, пенсионные изменения, падение зарплат и наши красавицы — все за выходные
  14. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  15. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  16. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  17. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  18. Названы победители «Золотого глобуса» (почти без сюрпризов)
  19. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  20. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  21. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  22. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходило в Беларуси 28 февраля
  23. «Ашчушчэнія не те». Все участники РСП вышли на свободу после 15 суток ареста
  24. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  25. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  26. В Беларуси создали собственную ракету для «Полонеза» (ее очень ждал Александр Лукашенко)
  27. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  28. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  29. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  30. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта


Пока торговые сети широко осваивают столичное пространство, конкурируя за каждое оживленное местечко, на роль новых точек роста для белорусских и зарубежных компаний стали претендовать областные и районные центры. Вот только выйти за пределы Минска пока рискуют лишь немногие владельцы брендов и франшиз. Настороженную позицию ретейлеров хорошо понимают специалисты. Мы побеседовали с руководителем проектов по коммерческой недвижимости "ТВОЯ СТОЛИЦА. НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА" Иван Селюк.
 
Минск все еще остается центром белорусской "торговой галактики". А заодно и первым городом для выхода сетей на национальный рынок.

- Может пройти немало времени, прежде чем компания выйдет за пределы кольцевой дороги. Пока есть возможность выстроить эффективную сеть в Минске, другие города попросту остаются без внимания. Причем такая ситуация типична не только для международных марок, но и для многих локальных брендов, - подчеркивает эксперт.
 
И это при том, что качественные торговые площади в Минске сейчас на вес золота. Крупные торговые центры в городе начали активно строиться лишь пару лет тому назад, и спрос среди арендаторов не покрывают и наполовину. Даже для Минска торговые объекты-новоселы вроде комплексов "Замок", "Арена-Сити" и "Галилео" не спасают положение. В итоге на тысячу минчан сейчас приходится около 180 кв. м торговых площадей – гораздо меньше среднего для европейских городов показателя в 1,2 тысячи кв. м. Только в соседней Варшаве на тысячу жителей действует 600 кв. м торговых площадей, в Москве – 514 кв. м, в Праге – 500 кв. м, в Санкт-Петербурге – 428 кв. м.
 
Несмотря на дефицит и конкуренцию, торговые сети и не думают изменять Минску. Любовь к городу-герою объясняется не только более высокими доходами столичных потребителей и нежеланием усложнять логистику. Многие владельцы брендов или франшиз воспринимают региональные рынки как "Terra incognita".
 
- Региональные рынки специфичны, поэтому торговые компании, уже имеющие достаточное количество точек в Минске, опасаются рисковать своей экономической успешностью ради развития вне столицы. По этой причине многие бренды представлены в регионах через франшизу, субфраншизу или неофициальные каналы, – поясняет Иван Селюк.
 
Многое, правда, зависит от типа арендатора. Продуктовые сети, магазины бытовой техники и электроники готовы расширяться как в Минске, так и в регионах. Мебельные магазины предпочитают активно развиваться также не только в Минске. Сетевые магазины одежды и обуви обычно открываются в столичных торговых центрах, а возможность "прописаться" в регионах рассматривают нечасто. Такой же позиции придерживаются "новички" – ретейл-операторы, которые только открывают для себя белорусский рынок и потому крайне тщательно выбирают поул-позицию.
 
Привлечь ритейл-операторов в регионы могут новые торговые центры, способные компенсировать слабое развитие в белорусских городах сегмента street retail.

- Краеугольным вопросом для международных игроков выступает наличие площадей, соответствующих требованиям сетевых операторов. При этом локальные ретейлеры, как правило, менее требовательны к качеству помещений. Для крупноформатных арендаторов большую роль при формировании планов развития играет логистика, - замечает эксперт. 
 
В областных центрах уже разрабатывают и возводят торговые центры, которые будут соответствовать требованиям международных и местных брендов.

- Девелоперы понимают, что нужно не только стремиться в места с "идеальной экономикой", но и учитывать потребности покупателей, которые будут приходить в торговые центры, -
 заверяет Иван Селюк. - Чтобы успешно развиваться в регионах, требуется тщательно проработать концепцию торгового центра задолго до начала строительства. А пока получается, что спрос растет, цены растут, а предложение и качество объектов за ними не поспевают.
 
Вместе с тем регионы обладают огромным потенциалом для развития сетевой розницы.

- Анализ социально-экономических характеристик тех или иных городов позволяет выделить ключевые параметры, определяющие уровень привлекательности любого города для сетевых игроков, - подчеркивает специалист. - Стало больше компаний, которые обращаются за тем, чтобы им нашли хорошие места для развития вне столицы. Подобрать им интересные предложения в регионах с учетом различных факторов, включая площадь города и количество торговых точек, удается довольно быстро.
 
Интерес ретейлеров на торговые площади в регионах возрастет в 2014-2015 годах.

- Многие торговые компании уже испытывают потребности в географическом расширении и выходе на республиканский уровень, что приведет к укрупнению торгового бизнеса,
 - убежден Иван Селюк. - Причем опоздание может дорого им обойтись. Ведь с выходом на белорусский рынок мощных международных игроков локальные ретейлеры могут оказаться в круговой осаде, прорвать которую им будет сложно.
-5%
-20%
-35%
-10%
-15%
-15%
-70%
-10%
реклама