Новости
От застройщика
Строительство
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама
реклама

Экспертиза


/

В середине 90-х в Беларуси фактически началась реформа жилищно-коммунального хозяйства. Было решено перенять опыт капиталистических стран и добавить немного западной мысли в постсоветскую систему. Тогда в республике появились первые частные жилищно-эксплуатационные организации. Они должны были стать альтернативой государственным ЖЭСам и создать здоровую конкуренцию на этом рынке.
 
Сегодня расстановка сил в отрасли такова: только 1% жилфонда страны находится в ведении частников. Остальные 99% курируют коммунальщики от государства. Президентский указ № 461 окончательно дал понять, кто в доме хозяин. Этот документ лишил частные компании любых управленческих функций. Корреспондент FINANCE.TUT.BY решил узнать: за что?
 
Государственные и частные коммунальщики работают по соседству. Слева - государственный ЖЭС, справа - частный.

Жалоба № 1: не вывезен мусор


Дом по улице Бельского, 8 (тот, что слева) обслуживает государственный столичный ЖЭС-54. А соседняя многоэтажка (та, что справа) - это уже Бельского, 6, и находится она в ведении частной компании "Аймалин М". Это первое различие. Второе и, наверное, последнее – фасад. Придомовая территория и подъезды находятся примерно в одинаковом состоянии.
 
Вместе с директором первого частного ЖЭСа столицы Виктором Клименко отправляемся на ревизию его объекта. Только нам стоило выйти из офиса, как было обнаружено первое нарушение: на часах пятый час вечера, а мусорные контейнеры с утра не вывезены. К слову, эта жалоба, наверное, стоит на первом месте в рейтинге наиболее частых обращений недовольных жильцов.


 
- Наши дворы спланированы таким образом, что мусоровозы в них в принципе с трудом заезжают. Но проблема усугубляется еще и тем, что все заставлено транспортом местных жителей. Вот человек загородил проезд своим авто - грузовик здесь уже не пролезет. И мусор останется до завтра, - говорит Виктор Васильевич.
 
Когда хозяин паркуется, нарушая правила, и не оставляет контактный телефон под лобовым стеклом, то сотрудникам ЖЭСа приходится вызывать ГАИ и освобождать проезд уже с ее помощью. Но эта мера, скорее, разовая и в целом проблемы не решает. Виктор Клименко считает, что уже давно пора заварить все мусоропроводы и сделать контейнерные площадки на улице. По мнению директора ЖЭСа, это поможет снять взаимные претензии жильцов и коммунальщиков.

 
Директор первого минского частного ЖЭСа Виктор Клименко
 
Стоит отметить, что у соседнего дома, который обслуживает государственный ЖЭС, зловонных мусорных баков замечено не было. Впрочем, и дорожки у подъездов оказались свободны.
 

"У частных и государственных ЖЭСов одна проблема: нет денег"
 

- Работой ЖЭСа я крайне недовольна: у нас отвратительно убирают. В подъезде еще куда ни шло: дворники хоть мокрой тряпкой пол время от времени протирают. Но вот дворовая территория в ужасном состоянии, особенно зимой. Здесь практически никогда ничего не чистится. В итоге - ни пройти, ни проехать. Жильцы сами выходят с лопатами, - дает свой отзыв на работу коммерческого ЖЭСа местная жительница Анна.

 
В ответ на это Виктор Клименко показывает нормативы, которые утвердило государство: подметать в подъезде теперь предписано лишь дважды в неделю, а влажную уборку нужно проводить и вовсе 2 раза в месяц. А при зарплате чуть больше миллиона ни один дворник сильно ради жильцов перенапрягаться не будет.
 
- Точно такие же жалобы получают и государственные ЖЭСы. И проблема у нас одна и та же: не хватает средств. Мы все живем с тех денег, которые получаем за техобслуживание. А тарифы на эту услугу не поднимаются годами. Сегодня жильцы платят всего по 500 рублей за квадратный метр. Хотя реальные затраты раз в 10 больше, - рассказывает директор частного ЖЭСа. - И если своим организациям государство компенсирует эту разницу полностью, то нам дополнительные расходы покрываются, исходя из лимитов, которые кем-то установлены.

Лестничная клетка после уборки частными коммунальщиками

Оказывается, у частников есть привязка к стоимости техобслуживания территориального ЖЭСа. Но если государственная структура делает большие закупки, то расходы делятся на все 30-50 домов, которые находятся в ее ведении. И на общем фоне большие затраты смотрятся не так заметно. 

- А в товариществе собственников все затраты ложатся на один дом. В исполкоме смотрят, что итоговая сумма выше нормативных показателей, и не компенсируют расходы. Приходится раскидывать это на жильцов, - объясняет Виктор Клименко.



Нести постоянные дополнительные расходы членам товарищества, безусловно, не доставляет особой радости. И крайним в этой ситуации оказывается ЖЭС. То, что по закону о совместном домовладении большинством голосов могут приниматься решение о дополнительных совместных тратах, иногда не берет во внимание даже суд. В споре "Платить или не платить?" он нередко становится на сторону "обиженных" собственников. 

- У нас была пенсионерка, которая считала, что ее здесь обижают. Женщина просто спекулировала заботой государства о пожилых людях. Она пожаловалась в суд, что не может оплачивать дополнительные сборы, которые значились в графе "Прочее", -
вспоминает Виктор Васильевич. - На заседании эта женщина пустила слезу, мол, у нее денег нет даже на кашу. И судья, даже понимая, что человек требует лишнего, все равно приняла решение: нельзя обижать пенсионеров, хоть вы все делаете и по закону.



"У нас контингент дворников весьма специфический: я постоянно встречаю или алкоголиков каких-то, или других асоциальных элементов…"


Руководитель частного ЖЭСа уже который год выступает с инициативой постепенно выходить на полную оплату населением работ по техническому обслуживанию дома. По его словам, это позволит коммунальщикам полностью покрыть свои расходы, платить своим сотрудникам нормальную зарплату, а значит, и улучшить качество предоставляемых услуг.
 
- Дотации от государства необходимо сохранить. Но они должны предоставляться конкретному гражданину, который в них нуждается, а не в целом на дом, район или отрасль, - уверен частник. - У нас в некоторых семьях по две-три машины, но и эти люди все равно пользуются льготами и платят за техобслуживание, как и все, по 500 рублей. Они сами смеются над этим тарифом.



Анна, жительница дома по Бельского, 6, и согласна бы платить больше: лишь бы коммунальщики действительно качественно обслуживали потребителей.
 
- У нас контингент дворников весьма специфический: я постоянно встречаю или алкоголиков каких-то, или других асоциальных элементов… Но, наверное, за те деньги, что им платят, никто другой работать не пойдет, - сетует Анна. – Не вижу разницы, обслуживает тебя частный или государственный ЖЭС. Все решает не форма собственности, а человеческий фактор. Везде есть как хорошие, так и плохие специалисты. А жильцам уже как повезет.

"Граждане не ценят то, что им достается практически бесплатно"


Для чистоты эксперимента решили проверить чистоту подъездов государственного и коммерческого ЖЭСов. Особых различий не видно. Лампочки везде горят, пол относительно чистый. У частника на лестничных клетках расставлены вазоны с цветами... У "госа" на одном из этажей чуть ли не картинная галерея. Жильцы постарались.
 

 В доме частного ЖЭСа
 В доме государственного ЖЭСа

Портит общую картину разве что настенная живопись местных Бэнкси. Это характерно для всех домов, и вряд ли в этом можно обвинить коммунальщиков. 

- Мы стирать уже ничего не будем. По крайней мере, пока. Мы только пару недель назад здесь со средствами все мыли, -  
говорит Виктор Клименко. - Из практики уже знаем, что как только уберем одни надписи, сразу появятся новые. А если эти не трогать, то больше никто нигде и не пишет, - говорит руководитель ЖЭСа.

 В доме частного ЖЭСа
 В доме государственного ЖЭСа
Окурки, затушенные о стену, бутылки от спиртного на подоконниках и царапины на новых стеклопакетах… Это все из той же истории.

- Граждане не ценят то, что им достается практически бесплатно. Если бы человек знал, что за каждую разбитую лампочку, выломанную дверь или испорченные стены придется платить своими деньгами, тогда бы он это ценил и не позволял бы другим портить, - уверен Виктор Клименко.


 

"Частники лучше работают во всех сферах, и в ЖКХ в том числе"

Валентина Петровна постоянно приезжает на Бельского в гости к дочери. Сама пенсионерка живет на Юго-Западе, в доме, который обслуживает обычный ЖЭС. Женщина говорит, что тамошним работникам стоит взять мастер-класс у частника. 

- Я когда к дочери приезжаю, то сразу замечаю разницу: здесь и убирают лучше, и на обращения реагируют быстрее, - говорит Валентина Петровна. - Мне кажется, что частники лучше работают во всех сферах, и в ЖКХ в том числе. У них как-никак больше ответственности. Хотя людям перед тем, как жаловаться на обслуживающие организации, нужно самим научиться сохранять чистоту и порядок в своем доме.

Валентина Петровна предлагает государственным ЖЭСам взять мастер-класс у частников


Мнение других пенсионеров, которые вели светские беседы на лавочке у подъезда, оказалось прямо противоположным.

- Не надо никуда никаких коммерсантов пускать. Нас должно обслуживать только государство! Наелись мы уже этих частников, - категорично заявила одна из женщин и поспешила удалиться.
 

В жалобной книга частного ЖЭСа в год появляются всего две-три новые негативные записи


За год в жалобной книге частного ЖЭСа появляется по две-три записи. Кому-то кажется, что устранение аварии на водоканале затянулось. Другие не согласны с начислениями в жировке. В отопительный сезон люди сначала массово начинают мерзнуть, а потом изнывать от жары в квартире. 

Такие же обращения ежедневно приходится выслушивать диспетчерам государственных ЖЭСов. Но в комментарии к указу № 461 говорится о негативных сторонах деятельности лишь частных управляющих организаций. 

- Я не хочу сказать, что в государственных ЖЭСах плохо, а в частных хорошо. Просто в товариществах собственников народ больше ценит то, что имеет, -
расставляет точки над "i" Виктор Клименко. - Нужно просто дать всем спокойно и свободно развиваться в рыночных условиях. А сегодня у нас нет перспектив. У нас есть несколько домов, которые мы давно обслуживаем. Их мы бросать не собираемся. В то же время наша компания не берет новых объемов, потому что сегодня это бессмысленно. Только зачем государство загоняет нас в угол и принимает какие-то странные указы, мне не понятно.
ь полностью: https://finance.tut.by/news370124.html


Другие новости