Экспертиза


Сдача коммерческой недвижимости в аренду, как и любой бизнес, несет немало рисков. О том, как арендодателям защитить себя и избежать потерь, как правильно осуществлять управление недвижимостью, рассказывает управляющий директор компании "ЛаТиерра" Дмитрий Рубин.
 
Когда вопрос сложности взаимоотношений "арендатор-арендодатель" поднимается в прессе или в профессиональном сообществе, внимание обычно концентрируется в основном на бухгалтерских аспектах. Действительно, ситуации, когда арендаторы нерегулярно, не вовремя или не в полном объеме вносят арендную плату, оплачивают коммунальные и прочие услуги – не редкость. Решение подобных вопросов обычно заканчивается в суде.
 
При всей актуальности проблемы неплатежей, она - не единственная сложность, которая может возникнуть в отношениях с арендаторами.
 
Порча имущества – риск, который может дорогого стоить
 
Проблема порчи имущества возникает не так часто. Но для арендодателей она может вылиться в серьезный ущерб, который не всегда покрывается арендными платежами.
Ситуации могут быть разными. В одних случаях, арендодатель небрежно относится к имуществу – не убирает, пачкает стены, наносит вред мебели. В других, в попытках комфортно обустроить свой быт, вносит существенные изменения – делает ремонт, а то и перепланировку - в результате чего помещение теряет свою функциональность.
 
Совет №1: Не стесняйтесь систематически контролировать, что происходит в вашем помещении

Здесь в полной мере действует простое житейское правило - лучше предупредить возникновение сложностей, чем тратить время и деньги на борьбу с последствиями. Периодически приходя к арендатору, вы значительно снизите вероятность того, что к концу срока аренды в вашем помещении будет обнаружена перепланировка.
 
Совет №2: Уделяйте должное внимание приемке-передаче помещения

Распространенной ошибкой является безответственное отношение к этому этапу отношений с арендатором. Подписав "для галочки" шаблонный акт при передаче помещения, вы рискуете остаться безоружными, когда придет пора его принимать. Именно поэтому Дмитрий Рубин рекомендует полностью описывать состояние помещения - был ли в нем сделан ремонт, какие присутствуют дефекты – и только после этого передавать документ на подпись арендатору.
 
Совет №3: Составляйте договор, учитывающий максимум нюансов

Безусловно, не имея большого опыта сдачи коммерческой недвижимости в аренду, сложно предусмотреть все возможные ситуации заранее. Именно поэтому выгоднее обратиться к экспертам, которые помогут грамотно составить договор и предоставить услуги по управлению недвижимостью.
 
К примеру, как рассказывает Дмитрий Рубин, одним из важных моментов в договоре является пункт о невозможности расторгнуть его во внесудебном порядке при наличии вещественно доказуемых претензий.
 
Ситуаций, когда этот пункт может пригодиться – множество. К примеру, арендатор украшал офис наградами и дипломами, после которых в стенах осталось множество дыр. Или на белых стенах видны черные следы от обуви. Если стороны оговорили невозможность расторгнуть договор в случае претензий, то арендодатель может на законных основаниях потребовать вымыть стены и восстановить их целостность.
 
Другая типичная ситуация - арендаторы пытаются передать помещение грязным, с полными мусорными баками. Во избежание спорных вопросов в этом случае, Дмитрий Рубин советует включать в договор пункт, указывающий, что твердые бытовые отходы являются собственностью арендатора. Зафиксировав этот момент в договоре, вы сможете избежать дополнительных расходов и в кратчайшие сроки передать помещение следующим арендаторам.
 
Таким образом, отношения с арендаторами необходимо строить по принципу "доверяй, но проверяй", что поможет избежать убытков и серьезных хлопот по устранению последствий недобросовестного поведения арендатора.
 
Источник http://www.latierra.by
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-22%
-10%
-30%
-40%
-20%
-10%
-12%
-15%
-50%