• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Экспертиза


/ фото автора,

На сегодня Гомель – единственный из областных центров, который практически полностью отказался от эксплуатации мусоропроводов. Этому примеру собирается последовать и Минск. А потому – самое время рассмотреть гомельский опыт со всех сторон.



Впрочем, даже углубившись в историю вопроса, выяснить точное время появления мусоропроводов в гомельских многоэтажках не удалось.

Ориентировочно устанавливать их начали на рубеже 1960-70-х, монтируя при строительстве дома одновременно с лифтами. Тогда считалось, что это прогрессивное изобретение человечества и просто элемент комфорта, которого заслуживают советские трудящиеся. Ведь теперь, чтобы вынести мусор, можно было даже не переобувать домашние тапочки.

Однако в процессе эксплуатации стали обнаруживаться побочные эффекты, о которых раньше почему-то не думалось. Касались они в первую очередь санитарного состояния. Неприятный запах в подъезде был наименьшим из зол. Куда большую проблему доставляло появление насекомых и грызунов. Тараканы и крысы, как известно, не лучшие соседи.

Кроме того, мусоропроводы становились потенциальными источниками инфекций. Во избежание их распространения требовалось часто вывозить отходы из контейнера-сборника, тратить немало сил и средств на уборку и дезинфекцию. К тому же из-за сбрасывания габаритного мусора, чем то и дело грешили жильцы, периодически случались засоры.

Ощутив эти "прелести", жильцы стали просить найти другой вариант. Коммунальщики охотно шли навстречу – постепенно во многих домах мусоропроводы выводили из эксплуатации. К примеру, автор этих строк, росший  в панельной девятиэтажке с середины 1980-х, работающего мусоропровода не застал. А закутки вокруг них уже были превращены в кладовки для жильцов квартир, расположенных на этаже.

Еще одна из примет того времени – автомобиль-мусоровоз, приезжавший во двор несколько раз в неделю. В строго определенное время жители окрестных домов подтягивались к "месту встречи" с ведрами в руках. Целлофановые мешки для мусора еще не выпускались…

Выбрасывать можно было только твердо-бытовые отходы, за чем следила тетенька с совковой лопатой, контролировавшая процесс. Для пищевых  имелись установленные посреди двора деревянные будки, напоминавшие деревенский туалет. Причем не только внешним видом, но и, опять же, запахом. Особенно в летнюю жару. Лишь к началу 1990-х в нашем дворе появились привычные контейнеры, что позволило выносить мусор круглосуточно, а не бережно хранить его до очередного приезда спецтранспорта.

Фото: diecast.by

До самого дальнего подъезда - не более 100 метров

В 1995-м году отказ от мусоропроводов был регламентирован официально – решением Гомельского городского Совета депутатов. Изобретать велосипед не пришлось: контейнеры уже использовались для обслуживания домов малой этажности. С того времени мусоропроводы стали выводить из эксплуатации повсеместно. На сегодня они имеются в 729 жилых домах в количестве 1959 единиц. 

Начальник жилищного отдела Гомельского городского ЖКХ Валерий Растокин припоминает, что за годы его работы в должности было всего несколько обращений по поводу неиспользуемых мусоропроводов. Одну из жалоб написал минчанин, сетовавший, что его пожилой матери, живущей в Гомеле, тяжело выходить на улицу выбрасывать мусор. Но это, как говорится, частный случай.

К слову, контейнерные площадки устанавливаются с таким расчетом, что максимальное расстояние до самого дальнего подъезда составляет 100 метров. Бывают проблемы с выбором места, поскольку требуется соблюдение ряда санитарных и технических требований. Контейнерные площадки должны находиться на расстоянии не менее 20 метров до жилого дома или забора детского сада. Их нельзя обустраивать над подземными трубопроводами и другими коммуникациями и т.д. В общем, иногда сложно подобрать соответствующее всем параметрам место, но варианты находятся.

Площадки ограждают: раньше для этого использовались сетки-рабицы, сейчас – бетонные плиты. А веяние последнего времени – замена обычных контейнеров на те, которые будут с закрывающимися крышками. Это позволит улучшить эстетичный вид, а также избежать роя мух и преградить доступ бродячим кошкам, норовящим провести ревизию содержимого.

– Лично я, и как работник жилищно-коммунального хозяйства, и просто как гомельчанин – за контейнерный сбор отходов, – выражает мнение Валерий Растокин. – Это чище, цивилизованнее и просто привычно. К тому же теперь, когда мусор собирается в пакеты. Утром взял его и по пути на остановку выбросил в контейнер. Удобно и просто – не вижу никаких проблем…

Не видят альтернативы нынешней системе сбора мусора и на предприятии "Спецкоммунтранс", которое осуществляет транспортировку и переработку твердых бытовых отходов. В настоящее время в Гомеле насчитывается 2040 контейнерных площадок. 761 – во дворах жилых домов, остальные – ведомственные: на предприятиях, в организациях и учреждениях.

– Когда мусор вывозится с контейнерной площадки, его транспортировка обходится дешевле, чем если бы машина объезжала каждый подъезд, – говорит о преимуществах заместитель директора по эксплуатации КУП "Спецкоммунтранс" Галина Рудченко. – Особенно если учесть, что творится во дворах, которые вплотную заставлены транспортом жильцов. Из-за этого даже к одной площадке нашим водителям бывает проблематично подъехать, не говоря уж о том, чтобы маневрировать от подъезда к подъезду.

Второй момент – раздельный сбор отходов, который при использовании мусоропроводов просто невозможен. Стоит отметить, гомельчане стали более дисциплинированными и культурными в этом плане. Большинство уже приучились сортировать отходы, выбрасывая те, которые подлежат переработке: пластик, макулатуру, текстиль в желтые контейнеры, предназначенные для вторсырья. Раньше они заполнялись медленнее – достаточно было опорожнять их раз в 2-3 дня. Теперь же ставится вопрос о ежедневной вывозке…

Жилье продолжают строить с мусоропроводами

Не удалось найти людей, ностальгирующих по работающим мусоропроводам, и среди опрошенных знакомых. По той причине, что тех, кто помнит "как это было", среди них не оказалось. В Гомеле выросло уже не одно поколение людей, привыкших выбрасывать отходы в контейнеры, и о том, как могло бы быть иначе, никто не задумывается. Для размышлений хватает тем поважнее… 

Во всей идиллии, в общем-то, положительного опыта есть один странный момент. Дело в том, что жилье в Гомеле продолжают строить с мусоропроводами, которые заведомо не будут использоваться. Клапаны-приемники в них заваривают, очевидно, прямо в процессе монтажа. Закономерный вопрос – зачем? Ведь это дополнительный груз и без того нелегкой финансово-кредитной ноши, лежащей на плечах дольщиков.

Лет пять назад городские власти обращались с этой темой в Министерство строительства и архитектуры, на что получили однозначный ответ. Суть его сводилась к тому, что все дома строятся по единым типовым проектам, предусматривающим наличие мусоропроводов. И подгонять эти проекты под Гомель никто не станет.

Поэтому новоселы, как и когда-то их родители, обустраивают кладовки общего пользования. А фразы вроде "сходить в мусоропровод за картошкой" нисколько не режут слух…




Нужные услуги в нужный момент
-30%
-12%
-30%
-20%
-30%
-20%
-50%
-20%
-10%
-10%
-20%
0058648