/ /

На площади Свободы, 7 в Минске закончили реконструкцию гимназии-колледжа при Академии музыки. Построенное еще в 1699 году как школа иезуитов, здание не раз меняло назначение и перестраивалось. Мы посмотрели, как объект изменился и какие из исторических артефактов архитекторам и строителям удалось сохранить.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Двухэтажную школу в составе комплекса иезуитского коллегиума построили еще в 1699 году. С конца XVIII века здесь был Дом губернатора, в 1918 году разместился Народный секретариат БНР, с 1919 по 1933 год здесь были ЦИК БССР, Совнарком и другие государственные центральные учреждения.

В 1935 году тут открыли отделение консерватории, а с 1947 года — это республиканская музыкальная школа. В 1968 году ее перестроили — здание выросло на два этажа. Как и планировалось изначально, после реконструкции в 2019—2020 годах все надстройки на объекте сохранили. До летних каникул дети учились в стесненных обстоятельствах — в это время на объекте уже шла реконструкция.

В этом году гимназии-колледжу исполнится 85 лет.

На открытии гимназии-колледжа присутствовали председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак и министр культуры Юрий Бондарь. После того, как они перерезали ленточку, директор гимназии-колледжа Александр Поляков провел для них небольшую экскурсию.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Слева направо: Анатолий Сивак, Юрий Бондарь, Александр Поляков

Сначала чиновники остановились возле доски почета, потом гостям показали кабинет для академических концертов. Такой камерный музыкальный зал с двумя роялями нужен учащимся для экзаменов. В восемь рук учащиеся исполнили пьесу для гостей.

Поляков отметил, что закуплены японские рояли Kawai. Согласно данным сайта госзакупок Icetrade, планировали купить 23 рояля с ценой заказа 1 746 000 рублей. Кроме этого, с обновленного производства «Беларусь» для колледжа закупили 14 пианино.

В учреждении обновили все кабинеты для теоретических и практических занятий, академических концертов, спортивный зал, концертный зал на 300 мест. Также после реконструкции тут появилась своя звукозаписывающая студия.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

После концерта в большом зале гимназии-колледжа министр культуры Юрий Бондарь рассказал, что реконструкция объекта велась с 2006 года — за это время привели в порядок пристройку.

В 2019-м оперный певец, солист Большого театра Беларуси Владимир Громов попросил президента ускорить ремонт гимназии-колледжа, так как работы велись больше 10 лет. Лукашенко поручил закончить реконструкцию до конца года.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— После решения всех организационных и финансовых вопросов, а реконструкция таких зданий — удовольствие не из дешевых, за счет средств инвестиционной программы мы потратили почти 12 миллионов рублей и привели это здание в надлежащее состояние. Работы продолжались меньше года, — сказал министр.

Как сохраняли историческую часть здания: фасады

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Заместитель директора, архитектор-реставратор научно-проектного центра «Рестабилис» Роман Забелло руководил разработкой научно-проектной документации по реконструкции с реставрацией музыкальной гимназии-колледжа. Строительный проект разрабатывал «Минскпроект».

— Задача каждого реставрационного объекта — не навредить, выявить то самое ценное, что и придает ему охранный статус, а также сохранить все эти ценности для потомков. Даже если мы что-то не можем сделать сейчас, то нужно создать такие условия, чтобы в будущем исследователи могли к этому вернуться. На этом объекте так и получилось.

Еще одна задача, которая ставилась перед архитекторами — презентовать сохранившиеся ценности объекта и постараться воссоздать утраченные.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Мы постарались непредвзято оценить историю объекта и проанализировать, что, дошедшее до нас от каждого периода строительства, представляет какую-либо ценность. Внешние и часть внутренних стен — постройка конца 17 и начала 18 века. В интерьерах под слоями поздних покрасок сохранились исторические росписи. Главный фасад сохранил следы трех перестроек 19−20 веков. В советское время внутри здания появилось декоративное панно.

На главном фасаде в уровне современных трех этажей декор восстановили полностью. Забелло говорит, опираясь на проведенные исследования, с очень высокой точностью получилось воссоздать пластику и декор главного фасада, уничтоженные при реконструкции 1960-х. Также на входе установили дверь, к которой купили 100-летнюю антикварную ручку — ее искали у антикваров.

— Мы ориентировались на вид здания конца 19 века, так как по предыдущим периодам было недостаточно информации для выполнения таких работ. Самой сложной задачей было определить необходимую степень воссоздания утраченных элементов и развести разные по времени строительства части здания так, чтобы объект смотрелся цельно и не диссонировал с современным окружением.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Во внутреннем дворе здания проэкспонировали фрагмент исторической кладки

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Исторический цвет здания немного высветлили, а надстройку выполнили в таком же цвете, как и в советское время. В итоге получилось, что историческая часть «работает» с костелом, а надстройка — с комплексом советских зданий слева. Это сделано, чтобы разложить здание на досоветский и советский периоды, при этом сохранив цельность застройки этой стороны площади.

Исторические фасады с многочисленными перестройками сохранились и во дворах. Различными приемами их постарались выявить в современном объеме здания, а также проэкспонировали фрагменты исторической кладки в образовательных целях.

Интерьеры: практически все исторические артефакты законсервированы

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

А интерьеры восстановить полностью сейчас бы не удалось — во-первых, были сжатые сроки, во-вторых, функция здания за несколько веков поменялась. Поэтому исторические артефакты временно спрятаны под гипсокартоном.

— Раньше стены многих зданий были украшены росписями, даже в жилых домах мещан. Тут, например, самые ранние росписи имитируют стеновые панели из мрамора терракотового и бежевого цветов. А первые школьные доски с нотным станом, чтобы записывать ноты, были нарисованы темной краской прямо на стене. На удивление, при советской реконструкции все слои росписи с момента постройки здания (с конца 17 века) не уничтожили, а спрятали под штукатуркой и закрасили.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
На открытие гимназии-колледжа пришли также и выпускники учреждения
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Один из классов для занятий

Всего от первоначальной кирпичной кладки до последнего слоя выявили девять различных окрасочных слоев. Поэтому стояла задача сохранить всю штукатурку на исторических стенах, чтобы когда-нибудь в будущем, когда будет больше денег и времени, это можно было исследовать и презентовать.

— Надеюсь, работы по раскрытию и реставрации фрагментов росписей со временем будут проводиться и их сможет увидеть каждый, так как в Минске это один из немногих объектов, где мы могли бы увидеть подлинное оформление интерьеров 17−18 веков, — говорит Забелло.

Фото: Роман Забелло
Геометрические декоративные панели конца 19 — начала 20 веков. Фото: Роман Забелло

Фото: Роман Забелло

Фото: Роман Забелло
Исследование росписей выполнено специалистами ОДО «Басталия». Выявлены 9 слоев. Фото: Роман Забелло

В итоге все исторические стены зашили защитным слоем гипсокартона и работы вели по нему, чтобы не повредить что-нибудь ценное.

Также в интерьере на последнем этаже было советское панно Степана Котовича — его также зашили гипсокартоном, так как денег и времени на его восстановление предусмотрено не было.

В интерьере из исторических элементов сохранилась советская лестница с мозаичными полами. Ее почистили и усилили.

Фото: Агентство "Минск-Новости"
Фото: Агентство «Минск-Новости»

— У заказчиков было полное понимание важности объекта. Все шли навстречу, например, заместитель начальника отдела технадзора УКС Иван Злобин сам поехал в Поставы и нашел автора советского панно возле концертного зала — так как с ним нужно было обсудить сохранность работы и узнать первоначальный авторский замысел. Многое зависит от умения вести диалог и правильно расставлять приоритеты, а также от дотошности специалистов, которые работают на объекте. В целом, не самый плохой пример получился, для меня лично важно, что получилось выявить и сохранить росписи — это самое ценное, что там есть.

-10%
-20%
-50%
-10%
-15%
-5%