Анастасия Величко / Фото: Евгений Ерчак /

Практически все белорусы, живущие в высотных домах, каждый день пользуются лифтом. Но наверняка не задумываются, как именно он работает. За счет чего едет вверх и вниз? И как вообще появляется в подъезде? Отвечаем на эти вопросы вместе с ОАО «Могилевлифтмаш».

Демонтаж старого и установка нового лифтов идут параллельно и обычно длятся от одного до двух с половиной месяцев. Возле столичного дома, где сейчас меняют оборудование, мы встречаем бригаду рабочих. И удивляемся ее скромному составу: специалистов всего двое.

— Действительно, лифт обычно устанавливает звено монтажников — два человека, — разъясняет ситуацию директор торгово-сервисного центра ОАО «Могилевлифтмаш» Анатолий Качина. — Шахты малогабаритные, условия там очень стесненные, поэтому больше рабочих на кабине или подмостях просто не поместится. Кроме того, по технике безопасности нельзя работать одновременно на разных уровнях — например, сразу на первом и восьмом этажах. Сверху могут посыпаться искры, упасть инструмент или деталь.

Монтировать лифт, отмечает Анатолий, могут только специально обученные рабочие. Но никак не рядовые строители.

— Это либо электромеханики пятого и выше разряда, либо монтажники электрических подъемников, прошедшие обучение, стажировку, проверку знаний по охране труда, имеющие удостоверения о допуске к работе, — поясняет он. — Они должны быть старше 18 лет и годны по состоянию здоровья. На месте эти сотрудники проходят инструктаж по конкретному виду работ и технике безопасности. Организация, которая занимается монтажом, должна иметь соответствующую лицензию.

Помимо монтажников, над установкой лифта трудятся и другие специалисты. Они появляются на участке, когда работа предыдущей бригады закончена.

— После монтажников заходит строительная группа, потом — электрики и специалисты по диспетчеризации, — подключается к беседе заместитель директора торгово-сервисного центра Андрей Лешкевич. Он курирует монтажные работы.

Поскольку процесс замены лифта занимает много времени, этапы работы нам показали в разных подъездах многоэтажки. К одному из них как раз привезли новый лифт в разобранном виде.

Если бы его монтировали в новостройке, кабину в уже собранном виде сразу подали бы в шахту сверху с помощью крана. Но это не наш случай.

— Лифты, которые были установлены при строительстве, пришла пора заменить: истек 25-летний срок их эксплуатации, — рассказывает Анатолий. — Для этого нужно демонтировать старые элементы и сразу же установить новые.

Демонтаж старого оборудования

— Снимается одна дверь — монтируется другая, чтобы шахта всегда была закрыта, — дополняет его заместитель. — Монтажники делают все это с потолка кабины старого лифта, чтобы при сварке не повредить новое оборудование. Когда все двери заменили, переходят к другим элементам.

Дверь старого лифта

Из чего же состоит лифт? Основные элементы — это направляющие, кабина, противовес, канаты, двери шахты, лебедка, станция управления и устройства безопасности.

Направляющие — это вертикальные рельсы, по которым ездит лифт. При демонтаже старого оборудования их могут и не менять: все зависит от степени изношенности. Если же направляющие все-таки пришли в негодность, их распиливают, демонтируют и заменяют новыми. В нашем случае менять не пришлось.

Следующие элементы — это сама кабина с панелью приказов (то есть кнопками) и противовес. Последний нужен для того, чтобы уравновешивать пассажиров и саму кабину. Если он подобран правильно, то двигателю для подъема или опускания нужно будет только преодолевать силу трения. Соответственно, энергозатраты будут минимальными.

Установка противовеса. «Рельсы» — это направляющие лифта

Кабина закреплена на нескольких канатах, которые тянут ее вверх или вниз. Запас прочности многократный, поэтому обрыв всех канатов одновременно невозможен.

Для полной безопасности установлены ловители. При увеличении скорости кабины на 15 и более процентов от номинальной срабатывает ограничитель скорости, приводящий в действие непосредственно ловители. Те стопорят кабину лифта на направляющих, не давая ей упасть.

Еще один элемент — лебедка главного привода. Этот механизм и перемещает кабину по шахте. Он находится в машинном помещении лифта на техническом этаже под крышей здания. Лебедку, в отличие от направляющих, меняют в любом случае: старая изнашивается и уже не соответствует требованиям нормативных документов для новых лифтов.

Ее привозят с завода в собранном виде, перед монтажом разбирают на укрупненные узлы (двигатель, редуктор, рама, подрамник) и при помощи старого лифта частями поднимают в машинное помещение, где собирают и устанавливают в нужном положении.

Также в машинном помещении находится станция управления — это «мозг» лифта.

Туда ежемесячно приходит электромеханик, который проверяет алгоритм работы механизма. В шахте и приямке он смазывает подвижные элементы, проверяет регламентированные зазоры и устройства безопасности, осматривает канаты, контролирует затяжку болтовых соединений. Глубина приямка должна быть такой, чтобы персонал мог безопасно разместиться там в сидячем (согнутом) положении — на случай, если кабина во время обслуживания внезапно поедет вниз.

— В новых лифтах есть также частотные преобразователи главного привода и привода дверей, — дополняет Андрей Лешкевич. — Первые делают комфортным движение кабины — плавный пуск и остановку. Вторые отвечают за плавное открытие и закрытие дверей.

Также при применении частотного преобразователя экономится около 30−40% электроэнергии. Это значит, что за потребляемое новыми лифтами электричество жильцам придется платить меньше. Кроме того, при применении частотного преобразователя уменьшаются затраты на ремонт электродвигателя и редуктора лифта, увеличивается срок их службы.

В последнюю очередь демонтируют старую и ставят новую кабину. Отслужившие балки заменяют.

Монтаж потолочной балки кабины

Рабочие монтируют каркас.

Затем делают пол.

Скрепляют стены и потолок кабины.

На все время замены лифта жильцы девятиэтажки остаются один на один с лестницей. Интересуемся, как люди относятся к такой перспективе.

— Мы заранее объявляем о начале работ, чтобы люди при необходимости могли уехать, — поясняет Анатолий Качина. — И стараемся завершить процесс оперативно: понимаем, что жильцам, особенно пожилым, без лифта никуда.

Новые лифты должны проработать уже не 25, а 30 лет.

— Работа лифта зависит от качества монтажа, — рассказывает Анатолий. — Например, если направляющие не прямолинейны, не параллельны друг другу, не имеют соосности или развернуты, кабину будет раскачивать. Но наши специалисты такого не допускают. Если дом новый и дает усадку, они каждые полгода корректируют направляющие. То есть расслабляют крепления и выставляют все заново, чтобы было идеально ровно.

Лифт — это техника, и выходить из строя она может сама по себе. Однако в большей степени ее долговечность зависит от эксплуатации.

— В подъезде обычно живут 150−200 человек, — объясняет Андрей Лешкевич. — И все ведут себя по-разному. Некоторые насильно удерживают двери от закрытия — для того, чтобы поместить груз в кабину. Но нужно понимать, что элементы лифта могут выдержать только определенные нагрузки, и если их превысить, понадобится ремонт. А если относиться к лифту бережно, он прослужит жильцам очень долго.

Партнер проекта:

ОАО «Могилевлифтмаш» является одним из ведущих производителей лифтового оборудования в Восточной Европе, производственная программа предприятия насчитывает порядка 180 базовых моделей пассажирских, грузовых и больничных лифтов.

-30%
-10%
-50%
-44%
-30%
-50%
-10%