103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  4. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  5. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  6. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  7. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  8. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  9. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  10. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  11. В новом КоАП изменилась формулировка «создание аварийной обстановки». Что это значит для водителей
  12. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  13. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  14. Силовики громили авто на Дзержинского, водитель хотел уехать и сбил гаишника. Суд огласил приговор
  15. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  16. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  17. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  18. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  19. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  20. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  21. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  22. Суды, приговоры и весна. Что происходит в Беларуси 3 марта
  23. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  24. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  25. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  26. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  27. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  28. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  29. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  30. «В детстве комплексовала и боялась, что нет будущего». Глухой автоинструктор — о жизни и работе


/

Завтра в Минске пройдет общественное обсуждение проекта детальной планировки по уплотнению дворов в районе улиц Сурганова и Коласа. Там собираются построить многоэтажку, паркинги, досуговый центр и детский сад. Жители дворов выступают против этого, и их можно понять. Но ведь можно понять и город, которому нужно развиваться, несмотря на то, что его сковали в нынешних границах. Поэтому давайте прикинем, как можно избежать дальнейших уплотнений.

Станислав Шаршуков. Редактор REALTY.TUT.BY

Последние годы Александр Лукашенко постоянно говорит о том, что Минск не резиновый и не может расти такими темпами. Мол, и так тут живет 20% населения страны. В итоге столице запретили расширять свои границы, приказали строить меньше жилья и держать население на уровне не более двух миллионов человек.

Формально Минск вот-вот перешагнет эту цифру, но почему-то никто не говорит, насколько сейчас фактическое население столицы больше. Посмотрите, сколько у вас на работе людей без столичной регистрации. А многие из них живут так уже лет десять. У них есть семьи, машины и куча вещей — нет только «прописки». Поэтому, говоря про максимум два миллиона, мы командуем лишь цифрами, а не реальными жителями.

Фото: Евгений Ерчак
Фото: Евгений Ерчак

Но КПП на въездах в столицу не поставишь, поэтому сюда постоянно прибывают люди из регионов. Причина — экономика, которой не скажешь «развивайся в Глуске». А еще в Минск приезжают на работу с девяти до шести жители пригорода, что тоже создает дополнительную нагрузку на транспортную и другие системы города. И что мы имеем?

Мы имеем огромный по европейским меркам город, которому запретили расширяться, но в который набивается все больше людей. Не нужно быть гением, чтобы понять, что при такой раскладке власти будут заниматься именно уплотнением. И речь не только про жилье, но и про те же парковки, развлечения и даже детские сады. Ведь, выбирая между ухудшением экологии и коллапсом, легче вырубить деревья.

Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY
Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Да что говорить про власть местную, если Александр Лукашенко уже начал резать священную корову сельхозземель в Новинках под строительство. И вот увидите, это не последний указ по той территории. Но что будет, когда и эта земля закончится?

Архитекторы уверены, что тогда город начнет расти вверх. Или вы думаете, что реновация хрущевок в Москве, когда на их месте строят дома по 40 этажей, — это забота о москвичах? А это всего лишь бизнес-процесс, который ждет через 10−15 лет и Минск, если город будет скован в нынешних границах. «Если не дать столице расти вширь, она начнет расти вверх», — говорят архитекторы старой школы.

Фото: vk.com/roofing_by
Фото: vk.com/roofing_by

Как вариант решения проблемы власть предлагает строить города-спутники, куда надо завлечь жителей Минска. Но там не только куча проблем, о которых писал мой коллега Станислав, но и до сих пор непонятно, кто будет финансировать их развитие: Минск или область. Желающих что-то не видно, а без денег все разговоры пустые. Но какой тогда вариант, чтобы и в Минске не уплотняли, и чтобы за городом можно было жить?

Архитекторы считают, что выход — это создание Минской агломерации от МКАД до МКАД-2. И я с этим согласен. Ведь зачем тянуть людей туда, куда они не хотят, когда можно создать условия там, где они уже живут? Если население в деревне Боровляны сейчас как в Новогрудке, то это, наверное, о чем-то говорит.

Поэтому я считаю абсолютно нормальным решением создать Генплан Минской агломерации, развитие которой надо финансировать из бюджета столицы, области и (в меньшей степени) республики. Это хотя бы будет честно по отношению ко всем: к людям, к местной власти и здравому смыслу. Но как же тогда города-спутники?

Во-первых, там не так много успели сделать. Во-вторых, я бы хотел развития не городов-спутников Минска, а городов-ядер в регионах, которые бы не отдавали людей в столицу, а притягивали бы их из соседних районов. Мне кажется, что наша экономическая безопасность нуждается больше в развитии условных Рогачевов, Вилеек и Кличевов, чем в создании сателлитов Минска.

Поэтому создание Минской агломерации и поддержка городов-ядер до 100 тысяч населения в регионах мне кажется резонной. Вот тогда и в столице уплотнять перестанут.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

-7%
-20%
-15%
-10%
-25%
-30%
-15%
-20%
-10%
-10%
-50%
реклама