Архитекторы минской урбанистической платформы разработали для Солигорска качественно новый проект микрорайона вместо типового «спальника». У столицы шахтеров есть реальная возможность построить малоэтажный район с комфортной жилой средой, без машин во дворах, с детскими садиками, с магазинами шаговой доступности, паркингами и велодорожками. Один из авторов проекта, магистр архитектуры Анна Саливон, рассказала REALTY.TUT.BY, как может выглядеть новый микрорайон и почему у нас при имеющемся опыте реализации новых проектов все равно строят «каменные джунгли».

Почему Солигорск

По мировой статистике Солигорск считается самым густонаселенным городом не только Европы, но и мира: еще в 2013 году на одном квадратном километре в городе жило 11 173 человека (для сравнения: Нью-Йорк — 10 194, Минск — 5700, Берлин — 2900 человек) — такие цифры приводит местный ресурс str3.by. И дело не в приросте населения, а в том, что городская застройка постоянно уплотнялась без выхода за свои границы.

И вот специальным указом президента Солигорску передали «святая святых» — земли сельхозназначения под новые микрорайоны № 21 и № 22.

Фото: Александр Колесников, str3.by

Архитекторы Минской урбанистической платформы увидели в этом возможность создать жилой район нового типа. При поддержке и содействии РОО «Белорусский союз транспортников» они разработали эскизный проект микрорайона № 22.

— Большая часть белорусских городов имеет уже сложившуюся планировочную структуру, поэтому для архитекторов это достаточно редкая ситуация, когда есть возможность проектировать буквально в чистом поле, — говорит Анна Саливон. — И мы решили не упускать шанс и по собственной инициативе за четыре месяца спроектировали новый жилой район.

Особенности проекта

Проект уже презентовали администрации Солигорска, руководителям местного домостроительного комбината и стройтреста. Урбанисты наглядно продемонстрировали основные проектные решения, и некоторые показатели вызвали удивление у руководства города.

— Во-первых, большая часть домов — это модернизированная серия Солигорского ДСК, — рассказывает Анна Саливон. — Все свои решения мы обсуждали с технологом комбината, то есть все, что мы запроектировали, реально построить из панелей ДСК. Наземные парковки в нашем проекте лишь гостевые. Организация наземного или полуподземного паркинга предполагает, что он будет собран каркасным способом. Панельные дома тогда будут стоять на этой каркасной основе. Проект также предполагает паркинги-«этажерки». В Европе это достаточно распространенная практика.

Ситуационная схема. Фото: urbanist.by

Во-вторых, проект предполагает застройку высокой плотности: плотность жилищного фонда — 8237 кв. м на гектар, общая площадь квартир — 194 971 кв. м, количество квартир — 2889. Для сравнения: старым ПДП микрорайона № 22 предусмотрено всего 100 000 кв. м., количество квартир — 1800. Архитекторы нашли место для 3046 парковочных мест. В этих цифрах, в среднем в два раза превышающих показатели обычного микрорайона, и выражается экономическая эффективность пилотного проекта против показателей стандартного решения застройки.

В наших домах цена за квадрат будет выше, чем у «голой» панели. На стоимость влияют паркинги, сквозные подъезды, входы в них с уровня земли. Но так как экономическая эффективность проекта почти в два раза выше показателей предусмотренного ПДП проекта, это могло бы сгладить увеличение стоимости метра квадратного.

Район № 22

Район № 22 — это 33 жилых дома, которые формируют застройку средней этажности, в основном дома 5−7 этажей с высотными акцентами, представленными тремя 15-этажными домами башенного типа на месте перехода 22-го микрорайона к 21-му. Застройка средней этажности позволяет сократить инсоляционные разрывы (в сравнении с застройкой домами повышенной этажности) и, как следствие, большие площади «бесхозных пространств».

Генеральный план. Фото: urbanist.by

— Для нас было важно в результате не получить «спальник», — говорит Анна. —  Объекты общественного обслуживания — магазины, аптеки, мастерские — мы расположили в первых этажах жилых домов, это создает большую пешеходную активность, а самим пешеходам обеспечивает приятные эмоции от прогулок по району. Общественный центр включает в себя, помимо объектов общественного обслуживания, офисные помещения и наземный паркинг. В районе предусмотрено три встроенно-пристроенных детских сада. Такое их расположение, в отличие от отдельно стоящего здания, более компактно и позволяет эффективнее использовать этот участок.

Схема расположения паркингов. Фото: urbanist.by

Пространство в нашем проекте становится многофункциональным, человек может не выезжать далеко из своего района и решать все задачи по месту жительства. Таким образом, снижается пресловутая маятниковая миграция, благодаря которой появляются пробки, расширяется автомобильная инфраструктура, которая на самом деле не решает проблемы трафика. В таком микрорайоне человеку не нужно преодолевать расстояние в полгорода, чтобы отвезти одежду в химчистку.

Схема функционального зонирования. Фото: urbanist.by

Полуприватное пространство и планировочное решение первых этажей. Фото: urbanist.by
Схема пешеходного каркаса. Фото: urbanist.by
Схема транспортного каркаса. Фото: urbanist.by

Все для людей

Особое внимание уделено созданию качественных общественных пространств, образующих систему — общественные, полуобщественные и полуприватные пространства.

Фото: urbanist.by

Каждое из них в проекте представлено определенной группой территорий. Например, общественные пространства рассчитаны на времяпрепровождение жителей микрорайона в так называемой публичной зоне, где они могут встречаться с друзьями. Оно может быть рядом с торговым центром или это может быть пешеходный бульвар.

Площадь у торгового центра. Фото: urbanist.by

Полуобщественные пространства по большей части являются транзитными. Это могут быть места для занятия спортом, те же workout-площадки или зоны тихого отдыха.

Площадь на зеленой оси. Фото: urbanist.by

Также полуприватные пространства — это непосредственно дворовая территория, которая рассчитана на жителей двора.

Приватные пространства — частная территория, которая принадлежит жителям первого этажа.

Площадь на зеленой оси. Фото: urbanist.by

— Часто первые этажи недооценены с точки зрения комфорта, — говорит Анна Саливон. — При проектировании первых этажей для нас важна интеграция того, что внутри, с тем, что снаружи. Например, в доме, соседствующем с общественным центром, первый этаж полностью общественный, что оживляет уличное пространство. То же происходит и с дворовой территорией: жилая функция переходит в частный садик, а выходящие к ним террасы конструктивно являются частью жилого первого этажа. Несмотря на то, что двор закрытый, он проницаем для жителей, так как имеет выходы на две стороны.

Площадь на общественной оси. Фото: urbanist.by

Вынос некоторых функций, традиционно присущих дворовой территории, в общественные или полуобщественные пространства позволяет сделать дворы более компактными.

Перспективы

Реализация проекта застройки района № 21 уже началась. И, к сожалению, это будет обыкновенный спальный район по старому ПДП (план детального планирования) с домами повышенной этажности (15-этажные), с большими площадями пустующих территорий и без четкой иерархии общественных пространств. Не исключено, что микрорайоны № 22, 23 и 24 тоже застроят по старым проектам. И это при том, что в Беларуси уже есть опыт строительства по новым проектам и распоряжение президента перестать строить «каменные джунгли».

— Проблема в том, что многие решения, которые готовят государственные проектные организации, переходят из проекта в проект практически без изменений десятилетиями, — говорит Анна Саливон. — Если сравнить современные ПДП с теми, что разрабатывались еще в те времена, когда я не родилась, то заметной разницы вы не увидите. Радует, что нашим проектом заинтересовались в Солигорске и других городах. И хоть о практическом применении речь пока не идет, мы надеемся, что он станет наглядным примером того, как можно сегодня принципиально по-новому подходить к проектированию.

Кстати. Во время презентации проекта в Минске на форуме девелоперов главный архитектор Минской области Вадим Николаенко отметил пилотный проект для Солигорска и заявил, что «проект детального планирования на этот микрорайон разрабатывался давно и было бы неправильным исключать актуальные новые веяния».

Команда разработчиков проекта:

Анна Саливон — менеджмент, концепция, генеральный план;

Лизавета Чепикова — генеральный план, благоустройство, схемы, инструментарий, архитектурные решения;

Анастасия Гермацкая — генеральный план, экономика, верстка;

Татьяна Гальченя — концепция, генеральный план, архитектурные решения;

Вера Платонова — архитектурные решения, визуализация;

Илона Эльяшевич — предпроектный анализ, концепция;

Дмитрий Леонович, Игорь Паньков — идея проекта.

-30%
-13%
-10%
-10%
-10%
-50%
-10%
-20%