Амстердам на 70 процентов построен на отвоеванной у моря земле, и почти весь город находится ниже уровня моря. Не зря говорят, что «Бог создал земли, но Голландию создали голландцы». После того как голландские мастера водной инженерии научились осушать землю под строительство и ведение сельского хозяйства, они перешли к реализации новых амбициозных проектов — на искусственных островах строят новые районы и создают самый большой в мире жилой квартал на воде.

Новая земля

Голландцы, чтобы «отжать» у моря территорию, уже построили более 16 тысяч километров дамб, шлюзов и каналов. Большая часть Амстердама находится ниже уровня моря, поэтому город тратит ежегодно 10 миллионов долларов на свое осушение — все системы работают на то, чтобы держать воду на нужном уровне.

Опасность наводнений не мешает росту населения в столице. За последние 40 лет оно увеличилось более чем на 100 тысяч человек, и это создает определенные жилищные проблемы. Городу нужно расширяться, но свободных земель в Голландии нет, а те что есть — очень дорогие.

Революционный проект по расширению города заработал в 1996 году и называется он IJburg. По нему планировалось построить 8 искусственных островов площадью почти 5 квадратных километров в акватории озера Эймер. В отличие от осушаемых территорий, новым землям уже не грозит потоп и они не так зависят от исправной работы каналов и дамб — острова находятся выше уровня моря.

Фото: http://tonschaap.nl

На островах планировалось уместить 18 тысяч новых домов. Большая часть зданий должны опираться на сушу, а 150 из них будут плавающими.
Сейчас район IJburg состоит из трех соединенных мостами островов. Первые жители появились здесь в 2002 году. С «большой» землей IJburg связан большим мостом. 15 минут на трамвае и вы на Центральном железнодорожном вокзале.

Фото: http://scienceplx.com

Сейчас район мало отличается от остальных новых жилых застроек Амстердама — здесь есть школы, магазины, спортивные площадки, рестораны, пляж.

Квартал на воде

Жильем на воде голландца не удивишь — на многочисленных каналах страны можно увидеть тысячи приспособленных для жизни старых барж и списанных кораблей. Раньше плавучие дома считались очень неудобными и рассматривались как дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старая баржа — это совсем небольшие 2−3 комнаты, кухня, туалет и душ.

Фото: Marcel van der Burg

Теперь иметь такой дом очень престижно. Баржи-дома, расположенные в центре, стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена — около 500 тысяч евро.

Фото: Marcel van der Burg

В районе Ijburg барж нет. На воде стоят настоящие, в несколько уровней, дома, которые по уровню комфорта не уступают наземным зданиям. Производят их недалеко от Амстердама — там расположен самый крупный завод в мире, изготавливающий плавающие дома. В год здесь производится 60 домов, офисных зданий и даже школ.

Фото: http://www.rohmer.nl
Фото: http://www.rohmer.nl
Фото: http://www.rohmer.nl

Чтобы дома не тонули, используется тот же принцип, что и в судостроении — водоизмещение. Вес дома равен массе вымещаемой им воды, поэтому он не тонет. Все дома держатся на плаву благодаря массивному монолитному фундаменту в виде бетонного поддона высотой около полутора метров. На него устанавливается деревянный каркас, который облицовывают стеновыми панелями.

Фото: http://scienceplx.com

Размер плавучих зданий ограничен не высотой, а шириной. Дело в том, что их нужно провести по сети каналов и шлюзов, которые не шире 6 метров. Поэтому некоторые дома приплывают на место в виде нескольких модулей, а там собираются в одно целое. У каждого дома свое место на пристани, к которой он пришвартовывается и подключается к центральным коммуникациям.

Фото: Luuk Kramer

Как правило, в домах три этажа, причем нижний этаж частично погружен в воду и вмещает несколько комнат. К своему плавучему жилью голландцы могут докупить понтон с теплицей или лужайкой или модуль с дополнительными комнатами.

Фото: http://scienceplx.com

Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде.

-12%
-30%
-50%
-13%
-34%
-18%
-21%
-35%
-21%
-90%
-15%
-20%