• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Строительство


/

Город Смолевичи никогда не был крупным населенным пунктом, но в ближайшие пять лет его население может вырасти сразу в два раза, до 30 тысяч. И произойдет это из-за того, что «Минск не резиновый» — сюда, в город-спутник, должны переселиться «непоместившиеся» минчане. В 2012 году для них даже квартал начали возводить отдельный — на пригорке, с живописным видом на озеро. RЕALTY.TUT.BY выяснял, имеет ли смысл перебираться из Минска в Смолевичи и что говорят о своем новом месте жительства бывшие минчане.

Советский город, но есть надежда

Статус города Смолевичи получили сравнительно недавно — 60 лет назад. Но городские черты проявляются лишь в новой части райцентра — у озера и в самом центре. Большая часть города — это типичная деревенская застройка.

В самом центре — спешащий из райисполкома к народным массам Ленин. Он замер перед единственной городской площадью, которая на самом деле просто широкая дорога, она превращается в площадку для гуляний только по большим праздникам. Сейчас по центру стоит новогодняя елка, машины объезжают ее с двух сторон.

А еще Смолевичи очень советский город. Если бы Ильич мог сорваться с постамента, в какую бы сторону он ни пошел, увидел бы, что дело его живет. Он гулял бы по Советской, Социалистической, Комсомольской и Коммунистической, Ленинской, 60-летия Октября, 50 лет ВЛКСМ, просто Октябрьской, Краснознаменной и Красной, Интернациональной и Трудовой, Колхозной и Агрономической. А еще есть Милицейская, Партизанская, Победы.

— Когда мы с женой первый раз в Смолевичи приехали, то от такого обилия «совка» даже опешили, — рассказывает Владимир, который переехал с минской съемной квартиры. — Сначала это казалось странным, но если три года живешь на улице Советской, то и к Коммунистической привыкаешь. Квартиру в Смолевичах мы снимаем уж третий год, копим на квартиру в центре — большая двухкомнатная с отделкой стоит примерно 40 тысяч долларов. В Минске за эти деньги возможна только однокомнатная.

Что раздражает в городе, так это отсутствие нормальных магазинов, кинотеатра, бассейна. Ресторан здесь один в центре — по выходным там или свадьба, или поминки. Если выбираемся, то в кафе «Сябры» или «Город».

Многие ездят в Минск на маршрутках — утром они ходят через каждые 15 минут. Но для меня 2,5 рубля в одну сторону — дорого, поэтому езжу на электричке, она почти в четыре раза дешевле. От квартиры до нее — 5 минут пешком. До работы (она рядом с метро «Пролетарская»), добираюсь за 30−40 минут.

Конечно, квартира в Смолевичах не предел мечтаний, надо было брать участок под строительство — их тут раздавали почти всем желающим практически даром. Теперь такой «халявы» нет, только через аукцион, а это тысяч 10 долларов только за землю. Радует, что если мы купим сейчас квартиру, то она в цене не потеряет, город растет.

Многоквартирные дома строят сейчас и в центре города. Стоимость квадратного метра в новостройках — 600−650 долларов. По минским меркам дешево. Но в Смолевичах такое ценовое предложение не кажется привлекательным, и даже квартиры в энергоэффективном кирпичном доме, с отделкой, с застекленными длинными и широкими лоджиями не расходятся как горячие пирожки.

Дом в центре Смолевичей. Квадратный метр по 600−650 долларов

В Смолевичах пока только один городской маршрут. Единственный автобус курсирует лишь по основным улицам. К его графику местные приспособились, носят с собой расписание. А вот минчан «раз в час» неприятно удивляет. В столице такой проблемы с транспортом не было.

В следующем году рядом с остановочным пунктом электричек «Заречное» начнется строительство новой автостанции. Старая, которая находилась на большом удалении от центра, уже давно закрыта, на ее месте сейчас строительный магазин. Расположение новой станции стоит признать оптимальным, с учетом того, что рано или поздно к Смолевичам протянут отдельный путь для городских электричек.

Одна из самых больших проблем города — железная дорога, которая делит его на две части. Переезды часто закрыты — это московское направление, движение поездов плотное. Поэтому ежедневно люди вынуждены простаивать перед закрытым шлагбаумом. Единственное решение проблемы — строительство путепровода над железной дорогой. Это предусмотрено в генплане, но в бюджете денег нет.

Переезд закрыт, все стоят. Фото: Дмитрий Брушко

«Живем и работаем теперь в Смолевичах»

Новый микрорайон города-спутника, где ожидается бурный прирост населения, правильно называется Северо-Запад. Располагается он на площади 60 гектаров на въезде в Смолевичи. Здесь планируется построить дома на 3 тысячи квартир, две школы, три садика. Сейчас здесь построены и заселены две девятиэтажки, третья достраивается — в марте должны сдать. В ближайшее время начнут строить еще один дом на 240 квартир. Уже разработана проектная документация для строительства первой школы на 720 мест с бассейном и детского сада на 230 мест. Районы многоэтажной и частной застройки в этом году соединили новой четырехполосной дорогой и пешеходными тротуарами. В ближайшее время здесь начнут курсировать городской автобус и маршрутное такси.

— Очереди в Минске мы, наверное, не дождались бы до сих пор, — говорит жительница первого «минского» дома Наталья. — Поэтому когда появился вариант построиться в Смолевичах, согласились. Муж — коренной минчанин, но здесь ему больше нравится. Первое время ездил на работу в Минск, но теперь устроился водителем на местный хлебозавод и доволен. И квартира нас устраивает — очень теплая, комфортная. А вот ребенка возим в детский садик в Кривую Березу (деревня в нескольких километрах). В новом, который построили буквально через дорогу от дома, нам не понравилось. Знаю, что не всем минчанам комфортно в Смолевичах, но, по большому счету, мы довольны, что переехали.

«Чтоб они сгорели, эти Смолевичи»

Есть и недовольные среди переселенцев. Например, уже бывшая минчанка Елена говорит, что ожидала от Смолевичей большего.

— Нам обещали, что здесь и школы, и садики, и магазины будут новые, что мы сможем без проблем добираться до Минска… Что все быстро будет строиться и развиваться, так как это государственная программа по развитию городов-спутников… Но — школы старые, в магазинах — только стандартный набор продуктов, до поликлиники далеко, городской автобус есть, но ходит очень редко, да еще и ломается. Мы когда заселились, у нас даже мусорных баков не было — ходили в поле и там жгли мусор… Еще одна проблема — бездомные собаки. Они постоянно здесь стаями шныряют, за детей страшно. И никто их не отлавливает.

Остановка уже есть, осталось пустить автобусы

С развлечениями в городе тоже проблема. Пару раз сходили в «Озерное» — здесь и кафе, и местная дискотека.

Если нет своей машины, до работы в Минск надо добираться на общественном транспорте. И тут вариантов немного — на маршрутке или на электричке. Но до электрички еще дойти нужно — минут 40 пешком. Маршрутки утром к нам уже доходят заполненными, не каждая останавливается. Тем более что остановочного пункта рядом нет. Фонарей тоже нет: отойдешь немного от дома — и сразу темнота. Иногда ждешь маршрутку, а она не останавливается, а ты на ветру в темноте стоишь и думаешь: «Чтоб они сгорели, эти Смолевичи».

Конечная маршруток на станции «Заречное»

Участки — только через аукцион

В местном УКСе информацию, что Смолевичи дорожают, подтвердили.

— Сейчас под строительство индивидуальных домов свободных участков в Смолевичах практически нет, — сообщил директор УКС Андрей Бартось. — Те, которые появляются — продаются с аукционов. Чаще всего это участки, которые люди по каким-то причинам не смогли освоить. Их изымают и выставляют на продажу. В прошлом году спроса на них почти не было, но в этом году мы видим оживление — на торгах на один участок претендуют сразу несколько человек. Выросла и начальная стоимость наделов. Например, в микрорайоне Сад с усадебной застройкой участок продавался с начальной ценой 30 тысяч рублей. По итогам аукциона его стоимость выросла до 35 тысяч. Такая высокая цена обусловлена тем, что сейчас в микрорайоне есть все коммуникации, кроме центральной канализации, заасфальтированы все улицы.

— В Саду было выделено 350 участков. В ближайшее время земля под строительство будет выделена на четной стороне самой последней улицы микрорайона — Михайловской. И больше в Саду свободных участков нет.

В еще одном микрорайоне, Липках, под частную застройку участки дешевле — от 16 тысяч рублей. Интерес к ним люди начали проявлять после того, как здесь появились свет, газ, дороги из ПГС. Если в прошлом году был продан всего один участок, то в этом — семь.

Всего в Липках 926 участков. Сейчас в микрорайоне прокладывается центральный водопровод, будет и центральная канализация. Рядом с микрорайоном построили новую станцию обезжелезивания, воду для города качают из скважин.

Панорама Липок

В перспективе здесь будет вся необходимая инфраструктура — под строительство административно-торговых зданий выделена территория вдоль дороги на Червень. Также есть площадка под строительство детского сада. Но пока на реализацию этих планов недостаточно финансирования. Впрочем, микрорайон только начинает застраиваться, поэтому детский сад не самая насущная проблема.

Райское место Сад

Первые участки под строительство начали раздавать в бывшем колхозном саду в 2009-м — здесь не было ничего, кроме старых яблонь и троп, по которым гоняли с пастбища на ферму стадо коров.

— Когда первая эйфория от покупки участка прошла, стало понятно, во что я вляпался — рассказывает свою историю переселенец из Минска Игорь. — Ни дорог, ни электричества… Жесть! Это сейчас участки нарезаются по GPS, а тогда рулетками мерили, чуть ли не на глаз. Люди до сих пор с границами разбираются. Но ничего, теперь, когда есть асфальт, жизнь, можно сказать, наладилась.

Все жители Сада, как только у них по улицам проехали асфальтоукладчики, подсчитали, за сколько бы они теперь могли продать свои дома. Например, недострой с частичной внутренней отделкой на 100 «квадратов» сейчас можно выставлять за 40−60 тысяч долларов. Но такие объявления о продаже появляются редко.

Не могу сказать, что в Саду все соседи из Минска. Наоборот, в основном это молодые семьи из Смолевичей. Но я замечаю, что много кто из них ездит в столицу на работу.

У большинства соседей есть свои автомобили, без машины здесь придется или пешком идти, или такси вызывать. Кстати, в городе их много, все как в Минске — звонишь диспетчеру и вызываешь в любое место. В среднем поездка обходится в 3 рубля. У нас в районе очень много детей, но школьного автобуса, который бы их забирал, нет. Многие школьники ходят в школу пешком, а это 3−4 километра.

Несмотря на такие нюансы, мне нравится жить в Смолевичах. Люблю, например, утром в выходной день съездить на наш рынок. У меня здесь уже есть свой поставщик домашних яиц и творога из деревни. Заметил, что сам с удовольствием провожу время в собственном огородике. В прошлом году попробовал свои яблоки. Жду теперь снега и мороза, чтобы вдоволь покататься на лыжах. Кажется, я нашел свое идеальное место для жизни.

Застройка в Липках

Когда в Саду участки закончились, город выделил огромный кусок земли с другой строны города. Этот микрорайон называется Липки. У него есть свои перимущества — рядом выезд на скоростную М1, озеро, лес. Из очевидных минусов — это удаленность от центра города. Ближайший социально значимый объект — поликлиника.

Еще недавно в новом районе ничего не было: ни света, ни дорог. Александр, программист из Минска, одним из первых получил здесь участок, поэтому прекрасно помнит, как трудно все начиналось.

— В 2014 район застройки представлял собой огромное поле с одуванчиками. Мы долго добивались, чтобы нам провели хотя бы электричество — собирали подписи, ходили в разные кабинеты, писали жалобы. Но электричество у нас появилось только через два года. А прошлой зимой мы через кооператив провели по улицам газ.

Так выглядели Липки

— Еще одна глобальная проблема района — дороги. Это сейчас их отсыпали, а раньше добраться к участку было проблематично. Сейчас по улицам тянут центральный водопровод, весь поселок перекопали. Но здесь постоянно проживают единицы, большой проблемы нет. Посмотрим, что весной будет с нашими дорогами.

— Смолевичи мы расматриваем как постоянное место жительства, но работать будем в Минске. Ребенок, скорее всего, пойдет в минский детский сад, но в школу уже здесь будет ходить. Надеюсь, что к этому времени город в Липки пустит общественный транспорт.

Что напрягало в первые годы, так это воровство. У меня бытовку, например, вскрыли в первую же зиму. Соседу вообще стену прорубили и украли весь инструмент. Потом злодеев поймали, наверное, потому что больше о воровстве я не слышал. Но как только появилось электричество, я поставил дом под охрану.

В Минск езжу по М1 — до Уручья доезжаю за 25 минут. Пробовал ездить через город по другой, более короткой дороге, но времени потратил больше — простоял 40 минут на переезде.

Смолевичи — обыкновенный провинциальный город со всеми его минусами. Поэтому я не вижу смысла покупать тут квартиру. Вообще мне здесь нравится — природа, рядом есть озеро, лес. Я очень рад, что мне удалось построить дом — в Минске я бы потратил такие же деньги на строительство однокомнатной квартиры.

«Сдаю квартиру в Минске, снимаю в Смолевичах»

Бывший минчанин Сергей снимает двухкомнатную квартиру в Смолевичах в центре и достраивает большой дом в Саду. Свою квартиру в Минске сдает.

— Квартира в Минске однокомнатная, после рождения третьего ребенка в ней стало тесно. Перспектив же купить трехкомнатную в Минске у нас не было. Когда появилась возможность получить землю под строительсто, отказываться не стал. Участок получил в Саду. Минскую квартиру сдаем, а сами переехали в Смолевичи и снимаем здесь двухкомнатную. Таким образом решили на время, пока строится дом, свою жилищную проблему.

Супруга Сергея Ольга сейчас в декретном отпуске, больше времени проводит в Смолевичах, поэтому успела хорошо изучить город.

— Первое время, как только переехали из Минска, была в шоке, но за последние три года многое изменилось в лучшую сторону. И все равно к некоторым вещам не могу привыкнуть. Например, в Смолевичах нет нормального городского сквера — пять деревьев и две скамейки рядом с площадью сквером трудно назвать.

Нам как-то сказали — деревья растут возле железной дороги, гуляйте там. Ага, и пусть ребенок спит под звуки проносящегося товарняка… Летом можно прогуляться до озера — там и беседки есть, и скамейки. Здесь проходят почти все народные гуляния. Это, наверное, самое приятное место в городе. Рядом есть и новое футбольное поле.

Бывший кинотеатр «Родина». После реконструкции
Школа и гимназия в одном здании. Всего в Смолевичах три школы

Детский сад, в который мы водим дочку, давно требует ремонта. Тротуара к нему нет — пешеходная дорожка есть только у забора садика.

Тротуар к детскому саду неожиданно заканчивается

Когда первый раз увидела поликлинику, обрадовалась — большая, новая. Но потом оказалось, что специалисты есть не все. Например, нет невролога, недавно уволился ЛОР… Участковые педиатры часто меняются. Говорят, что молодые специалисты здесь не задерживаются — нет для них жилья.

Поликлиника на окраине города. До нее удобно добираться только из микрорайона Липки

Но не все плохо в Смолевичах. Детей можно записать в спортивные секции: футбол, хоккей на траве, карате, борьба, таэквондо — не хватает разве что неконтактных видов спорта и бассейна. И здесь очень хорошая школа искусств, в ней работают прекрасные педагоги.

Спорткомплекс

Постоянно открываются новые магазины, косметические кабинеты. Можно ходить на фитнес, есть тренажерный зал. Хочется верить, что город и дальше будет изменяться в лучшую сторону.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-25%
-10%
-15%
-20%
-20%
-99%
20170717