107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  2. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  3. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  4. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  5. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  6. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  7. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  8. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  9. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  10. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  11. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  12. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  13. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  14. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  15. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  18. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  19. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  20. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  21. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  22. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  23. 211-й день после выборов. Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  24. В Евросоюзе пропал белорусский дальнобойщик
  25. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  26. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  27. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  28. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 марта
  29. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  30. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное


Гигаполисы — новое явление в истории развития городов. Люди только успели привыкнуть к агломерациям с миллионным населением, а в Китае уже начали проектировать масштабные жилые зоны, рассчитанные на сотни миллионов человек. К примеру, в такую агломерацию должны слиться столица страны Пекин, промышленный Тяньцзинь и целая провинция Хэбэй, которая окружает столичный регион КНР. На Московском урбанистическом форуме подобные супергорода назвали гигаполисами, пишет РБК.

Перспективы развития нового формата обсуждались на сессии «Преимущества масштаба», гостями которой стали партнер голландской архитектурной студии OMA Рейнир де Граф, заместитель директора по международным проектам архитектурной студии Arep Ville Сирил Югон, партнер известного китайского бюро MAD Architects Юсуке Хаяно, директор департамента городского планирования Нью-Йорка Пурнима Капур и основатель собственной архитектурной студии в Пекине Пэй Чжу.

Сегодня гигаполисы остаются внутренней историей Китая: жилые массивы такого размера сформировались только там. В КНР расположены 25% из 500 крупнейших городов планеты, а количество агломераций с миллионным населением превысило полторы сотни, рассказала руководитель центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина. Она уверена, что в любой другой стране мира число городов-миллионников в лучшем случае исчисляется десятками.

В Китае каждый год из деревни в город переселяются 13 млн человек; к 2050 году 66% населения Азии будет жить в городах, заявил Владимир Коровкин из московской школы управления «Сколково». «На сегодняшний день сельские жители КНР зарабатывают в среднем в три раза меньше, чем обитатели городов», — объяснил причину миграции Рейнир де Граф.

Человечество мечтало о гигаполисах долгие годы: концепции супергородов встречаются в культуре XX века, начиная с романов Айзека Азимова и Артура Кларка. В 2016 году будущее наступило — и перед жителями и планировщиками новых жилых единиц встали новые проблемы. На Московском урбанистическом форуме эксперты из Нидерландов, Японии, Франции, США и, конечно, Китая рассказали, какими в действительности получились первые гигаполисы Земли и почему они оказались непригодными для нормальной жизни.

Загрязнение окружающей среды

Главным недостатком китайских супергородов архитекторы назвали высокий уровень загрязнения окружающей среды. Смог над Пекином стал настолько привычным для местного населения, что многие жители постоянно ходят по улицам в защитных масках, а представитель современного китайского искусства Brother Nut даже сделал кирпич, спрессованный из столичного смога. «Огромная трагедия китайских мегаполисов заключается в масштабе загрязнения окружающей среды. Я провел в Москве всего пару дней — но мне хватило этого, чтобы увидеть, сколько у вас лесов и водоемов. Помните: леса — это главное, что есть в каждом городе», — заявил китайский архитектор Пэй Чжу.

В районах старой застройки, которые прилегают к Запретному городу в центре Пекина, еще сохранились деревья и парки, но территории вокруг не оставляют места для зелени, рассказал архитектор.

Транспортная недоступность

В Москве три транспортных кольца. В Пекине таких колец шесть, а в ближайшее время к ним присоединится седьмое, большая часть которого пройдет по пригородам в провинции Хэбэй. Протяженность седьмого кольца — 187 км. Длина МКАД составляет 108 км.

Через несколько лет ключевые города нового гигаполиса должна соединить сверхскоростная железная дорога: власти Китая проложат пути между Пекином и Тяньцзинем. Тем, кто живет в других районах, придется довольствоваться автобусами. «Каждый будний день в 5.30 дюжина пенсионеров выходят на остановку общественного транспорта в пекинском пригороде Янджиао, — описывает современную ситуацию в пригородах Пекина газета New York Times. — Они ждут автобус, но не садятся в него. Они один за другим пропускают автобусы, в каждый из которых заходят по 50 пассажиров из никогда не заканчивающейся очереди. Около 6.30 утра на остановке появляются дети пенсионеров. К этому моменту очередь на автобус растягивается на всю улицу, но молодые люди проходят в начало и занимают места своих родителей. Теперь пенсионеры могут вернуться домой, а их дети поедут на работу: им предстоит 40-километровая дорога в Пекин, которая займет три часа в одну сторону».

Бытовые неудобства

Транспорт — не единственная проблема гигаполисов. Зачастую жители супергородов сталкиваются со сложностями на элементарном уровне: от нехватки детских площадок до перебоев с мобильной связью. «Вы знаете, почему в Пекине так популярны голосовые сообщения? Там постоянно обрывается сотовый сигнал. Из-за этого местные жители вынуждены общаться друг с другом через голосовые чаты», — рассказал на форуме Владимир Коровкин.

До XX века природа была интегрирована в городскую среду китайских населенных пунктов на всех уровнях вплоть до самого центра, заявил специалист. «К сожалению, современная застройка Пекина полностью игнорирует природу и общественные связи», — резюмировал Пэй Чжу.

Параллельно с объединением Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй в одну суперагломерацию уже сливаются Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг и Макао на юге, а также Шанхай, Сучжоу и Цзясин на востоке страны.

Отдельная тема — отсутствие социальной инфраструктуры. Китайские девелоперы зачастую не строят школы, детсады и поликлиники рядом с новыми домами. В результате по всей стране возникают масштабные спальные районы без образовательных учреждений, а за элементарными бытовыми услугами приходится ездить на машине.

Разорванный город

В результате быстрой урбанизации китайские города оказались разорваны на отдельные районы, плохо связанные между собой, объяснил Пэй Чжу. «У Москвы и Пекина похожий уровень культурного багажа. Проблема в том, что после начала масштабной застройки Пекина архитектурное и культурное наследие старого города оказалось полностью изолировано от остальных районов и обычных жителей, — рассказал архитектор. — Увы, общественные пространства и скверы заканчиваются одновременно со старой застройкой. В новых районах этого нет».

Пригород китайского города Ухань. Фото: Ke Hao / Zuma / TASS
-30%
-15%
-10%
-5%
-12%
-40%
-20%
-10%
-20%
-20%
-10%
реклама