Новости
Экспертиза
От застройщика
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама
реклама

Строительство


/

Несколько недель назад стало известно, что одну из центральных улиц Гомеля — Пролетарскую — собираются расширить до четырех полос, а на площади — месте пересечения проспекта Ленина и Пролетарской — построят подземные переходы. Обсуждение с общественностью городские власти решили не делать. На строительство же пока только объявлены тендеры, и как скоро изменится вид центра города — неизвестно. А тем временем двое студентов-архитекторов Белорусского государственного университета транспорта предложили свою версию реконструкции площади и решения проблемы пробок.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Одногруппники V курса архитектурного факультета БелГУТа Роман Рощенко и Дмитрий Башмак уже заявляли о себе. Парни занимались созданием объемной модели пожарного депо, а также костела, уничтоженного коммунистами, — эти объекты находились на теперешней площади Ленина. Проект был сделан на энтузиазме — идею молодым людям предложил гомельский архитектор Сергей Ляпин. Роман и Дмитрий попытались воплотить свое решение «новой» красивой европейской площади для города. В итоге появилась трехмерная визуализация, и в фоторедакторе был создан проект площади с переносом дороги и пешеходной зоны. Однако это был только черновик того, чем ребята занялись спустя некоторое время.

— О том, что площадь Ленина в ближайшем будущем будут видоизменять, мы узнали от Сергея Ляпина. Учитывая, что у нас уже было свое видение этого места, мы решили развить мысли и задумки. По ходу дела поняли, что не можем оставить многие элементы площади нетронутыми: нам захотелось обустроить ее, сделать местом притяжения людей. Мы немало путешествовали по Европе и видели нормальные площади. Например, Градец-Кралове, маленький город в Чехии, меньше, чем Гомель, но там такие площади! — рассказывает Роман, который, к слову, родом из Могилева.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

В самом начале работы над альтернативным проектом площади у студентов был выбор: или сделать «полнейший космос» — но для этого пришлось бы снести здание «Белтелекома», что в реальной жизни невозможно, или реализовать менее радикальный вариант, который реально воплотить в жизнь.

— Выбрали второе решение. Согласно ему, центральное место на площади занимает костел (на теперешней площади Ленина до 1940 года стоял костел, от которого в земле сохранился фундамент. — TUT.BY). Вокруг него завязано много элементов. Костел представляет собой ценность — историческую, культурную и туристическую. С него начинался центр Гомеля. Также раньше здесь были торговые ряды и ряд иных зданий, — продолжает Дмитрий.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Проект, который создали Роман и Дмитрий, действительно реалистичный. На нем сохранился даже главный городской памятник Ленину. Монумент не убрали по нескольким причинам. Во-первых, он является историко-культурной ценностью. А во-вторых, по словам ребят, Ленин часть нашего прошлого.

— Получается, что если мы его прямо сейчас снесем, то будем действовать методами большевиков — «Давайте все снесем и построим новый мир!». Лучше бы памятник куда-нибудь перенести, а на этом месте увековечить Румянцева или Паскевича — тех людей, которые реально вложили средства в город.

Разработанный будущими архитекторами проект на 100% соответствует натуральным размерам площади. На картинке она смотрится несколько больше, чем есть на самом деле, однако все масштабы и пропорции соблюдены до сантиметра, уверяют парни. Эффект увеличения дает то, что расширена пешеходная зона, а проезжая часть отодвинута от здания драмтеатра, но четыре полосы для авто сохранились. Также осталось место для установки новогодней елки и учтено пространство для проведения парадов и митингов.

Площадь Ленина сверху: слева - современный вид, справа - проект Романа и Дмитрия.
Площадь Ленина сверху: слева — современный вид, справа — проект Романа и Дмитрия.

Единственное, что исчезло в проекте — это парковка возле парка.

— Мы понимаем, что все хотят подъезжать как можно ближе, но скопление машин у входа в парк нежелательно. Сейчас в центре достаточно парковок, чтобы оставить свое авто несколько дальше от привычного места и пешком пройти к парку. Исключение сделали лишь для туристических автобусов.

Немаловажная деталь, которую подчеркивает Дмитрий, — велодорожки. Они отмечены на проекте красным цветом. Велопути нанесены не хаотично, а продуманы так, чтобы сеть не пересекалась с пешеходными переходами.

— Улицу Пролетарскую собираются расширять. Это, конечно, будет мешать велодорожкам. Но почему бы не решать проблему транспорта Восточным обходом? Это лучшее решение. Количество автомобилей увеличивается в геометрической прогрессии. И добавление двух полос на Пролетарской — лишь капля в море, которая не решит проблему, а лишь приведет к дополнительному неудобству пешеходов.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Роман и Дмитрий не поддерживают и строительство на центральной площади подземных переходов. По их мнению, это создаст препятствие всем, кроме водителей, — велосипедистам, инвалидам, мамам с колясками, да и остальным пешеходам.

— Западноевропейские страны от таких решений, как подземные переходы, отказываются. Там не то что людей не загоняли бы под землю, а и вовсе бы не пустили транспортный поток на главную площадь. У нас же сердце города просто отдают под автомобили. А ведь можно площадь по соседству с нашим великолепным парком сделать центром притяжения туристов, центром отдыха и досуга. Тем не менее, понимая, что от автомобилей в центре не уйти, мы предлагаем решить эту проблему так: организовать Т-образный перекресток, регулируемый светофорами.

Свою «реконструкцию» архитекторы вынесли несколько дальше за пределы площади. Для того, чтобы люди могли не только ходить, но и отдыхать, пересмотрели фонтан и «впадину» возле здания «Белтелекома».

— Мы проследили, как идут пешеходные потоки в этом месте. Исходя из этого, видоизменили фонтан и пересмотрели зону отдыха. Главный смысл — создать камерное уютное пространство. Сейчас же оно сквозное и разбито.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Финансовые затраты на реализацию проекта гомельские студенты не просчитывали, но уверены, что при желании его вполне реально осуществить. Строительство подземных переходов — удовольствие дорогое само по себе. А еще стоит учесть, что при их создании строители наверняка заденут сохранившийся фундамент костела, что усложнит ситуацию и растянет работы на долгое время.

Проект площади Роман и Дмитрий делали около месяца. Чтобы этот «рисунок» выглядел реалистично, моделирование каждого здания требовало трех-четырех дней усердной работы. Плюс измерения, примерка разных вариантов — за кропотливым трудом молодые архитекторы провели не одну бессонную ночь.

Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

Несмотря на то, что проект гомельских студентов не предполагает сноса зданий, а только меняет организацию движения транспорта, конфигурацию площади, благоустраивает ее и возрождает историю, парни сомневаются в том, что городские власти его реализуют.

— На нашей презентации объемных моделей возникло много вопросов по исторической и культурной ценности костела, целесообразности его возведения. А один из архитекторов города и вовсе утверждает, что эти здания спорные и поэтому лучше на площади ничего не делать. Но нам приятно, что многим гомельчанам наша идея реконструкции площади Ленина понравилась.


Другие новости