• Экспертиза
  • От застройщика
  • Строительство
  • Аренда
  • Офтоп
  • Деньги
  • Интерьер, дизайн, ремонт
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  • ЦЕНА НА КВАРТИРЫ

Строительство


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Последнее время торговые центры открываются с помпой, костюмированными представлениями и шумной рекламой. Но праздник заканчивается, и покупатели растерянно бродят по коридорам с редкими магазинами марок, которые есть и в шаговой доступности.

— Торговые центры Минска столкнулись с дефицитом операторов — заполняемость объектов на момент открытия снизилась за два года с 70−80% до 30−40%, — говорит руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев.

Кризис на рынке коммерческой недвижимости может продлиться еще год-полтора. Торговые центры продолжат открываться, однако обрастать магазинами они будут медленно. Работающие в стране ритейлеры ослабляют свою активность, опасаясь макроэкономической неопределенности и снижения покупательной способности. По этим же причинам переносят сроки выхода в Беларуси мировые бренды.

— Последние два года Минск переживает стремительный рост числа торговых и торгово-развлекательных центров, который продлится еще минимум год. Вот только пока они открываются, торговые сети, которые должны освоить вакантные площади, пересматривают свои планы, причем нередко в сторону оптимизации и сокращения числа магазинов, — отметил эксперт.

От безысходности торговые центры снижают ставки для арендаторов — в среднем ставки снизились за год почти на 40%. Многие девелоперы пошли на уступки — от арендных каникул на несколько месяцев до участия в ремонте помещения. Аренда перестала быть для ритейлера сдерживающим фактором развития бизнеса. Торговых операторов сейчас больше волнует нехватка покупателей.

— Привлечением потребителей занялись и управляющие торговыми центрами: стали проводить праздничные мероприятия, устраивать совместные акции. Благодаря торговым центрам «Галилео», «Трюм», «Титан» в Минск пришел формат «черных пятниц». Кроме того, в комплексах появились детско-развлекательные центры, кинотеатры, контактные зоопарки и фудкорты. Все это направлено на то, чтобы привлечь и задержать покупателя, — пояснил Дмитрий Дробышев.

Наиболее уверенно себя чувствуют популярные торговые центры, открытые за последние три года.

— Больше опасений вызывают новые объекты. Одни торговые центры перенесли официальный запуск на 2016 год, другие — открылись всего с несколькими магазинами. Все это не лучшим образом сказывается на их репутации — пустота и тишина отпугивают посетителей, — согласен эксперт. — Объекты с четкой специализацией сейчас востребованы, рынок будет развиваться в этом направлении.

В 2016 году Минск получит еще более 120 тыс. кв. м торговых площадей. И вряд ли быстро «переварит».

— С одной стороны, это достаточно большой объем, с другой — минчане обеспечены современными торговыми площадями гораздо хуже, чем жители Парижа, Праги или Варшавы. Так что торговые центры найдут своих продавцов и покупателей, но их ожидание может оказаться весьма болезненным в случае наличия кредитной нагрузки, — считает эксперт.

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-25%
-10%
-17%
-30%
-12%
-40%
-20%
-28%
-15%
-10%
20170717