Новости
Экспертиза
От застройщика
Аренда
Деньги
Интерьер, дизайн, ремонт
Офтоп
Сервисы
Каталог компаний
Кредиты на жильё
Вопрос-ответ
Форумы
реклама
реклама
реклама

Строительство


Людмила Волкова, фото: Ольга Шукайло,

Изрисованные бетонные стены, битое стекло, мусор, а вокруг - горы песка и ямы. Так сегодня выглядит двухэтажный гаражный комплекс на улице Шаранговича в Минске. Строить его начали в 1999 году, а сдать должны были в 2001-м. "Какое здесь сочувствие от чиновников! - окончательно разочарованы в местных властях дольщики. - Мы говорим им, что люди умирают, не дождавшись гаражей, а они нам: "Ну и что, они детям достанутся".

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

"Мы за свои гаражи уже заплатили, у нас снова стали требовать деньги"

Валерию Кунчину 73 года. Он один из дольщиков этого долгостроя, которые 15 лет назад заключили договоры с застройщиком - ЗАО "Гирство". Вместе мы идем смотреть на гараж Валерия. Он сделал в нем ремонт, провел электропроводку, но машину здесь не оставляет. Комплекс не охраняется, а заехать сюда невозможно — вокруг все перекопано.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Первое время мы ставили здесь свои машины. Но время шло, строительство затягивались, а сроки сдачи гаражей в эксплуатацию постоянно переносились. Тогда дольщики начали судиться с директором "Гирство", и он в отместку просто выгнал нас отсюда: заварил вход. Заехать было уже невозможно, а ведь многие хранили здесь свои вещи, - вспоминает Валерий Кунчин и ведет нас дальше по заброшенной стройке. - Я подал в суд, чтобы расторгнуть договор с "Гирство". По решению суда директор компании Александр Крот должен вернуть мне 3,5 тысячи долларов, которые я заплатил за гараж. Пока он выплатил только 2 миллиона белорусских рублей, а больше не собирается. Говорит, что он банкрот!

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Изначально заказчиком строительства гаражного комплекса был УКС Мингорисполкома - поэтому люди охотно заключали договоры. Подрядчиком и инвестором выступала компания ЗАО "Гирство". Спустя 6 лет, когда стройка окончательно и бесповоротно превратилась в долгострой, госструктура самоустранилась, передав эстафету "Гирство". Частная компания стала и заказчиком, и застройщиком в одном лице.

Справки о полной выплате стоимости гаражей выдавал дольщикам сам директор ЗАО "Гирство"

- После 2006 года стало совсем туго! Хотя мы за свои гаражи уже заплатили, у нас снова стали требовать деньги, – негодует Олег Журавлев, еще один дольщик. – Мы неоднократно обращались за помощью в Мингорисполком, в генеральную и городскую прокуратуры, писали коллективное письмо президенту и главе его администрации. Нам приходили не ответы, а отписки, сброшенные по вертикали. Чиновники отвечали, что дело на контроле, но решительных мер не предпринимали. Только недавно на проблему обратила внимание и администрация Фрунзенского района, нас стали приглашать туда на совещания.

Но, по словам дольщиков, которые не без причины считают себя попросту обманутыми, на собраниях решительных мер никто не принимает.

"Из-за ошибки бухгалтера нужно заплатить еще 55 миллионов!"

Всего на деньги, полученные от 150 дольщиков, построили 280 гаражей.

- Еще в 2010 году мы просили запретить директору ЗАО "Гирство" продавать построенные за наш счет гаражи. Он их все равно продал. За эти деньги мы могли бы закончить строительство, но кто-то просто набил карман, - вспоминает Николай Атрошкин.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Дольщики показывают нам свои договоры, которые они заключили с компанией. Гаражи у всех практически одинаковые, но в документах указаны разные суммы. Непонятно, чем руководствовалась фирма, когда их высчитывала. Более того, у кого-то стоимость гаражей прописана в долларах, а у кого-то в белорусских рублях.

- Вот это гараж с ямой, - показывает нам бетонную коробку Олег Журавлев. - Я заплатил за такой 3,5 тысячи долларов. Гараж без ямы стоил бы немного меньше. Когда мы начали строительство, это были хорошие деньги. В то время, добавив столько же, можно было купить квартиру в Минске.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Почему все-таки участники долевого строительства остались должны компании, хотя они выплатили полную стоимость своих гаражей?

Судя по ответу ЗАО "Гирство", ошибку в расчетах допустил бухгалтер

- Мне пришло письмо от директора ЗАО "Гирство", что их бухгалтер применил несоответствующие индексы изменения стоимости СМР (строительно-монтажных работ). Поэтому возникла задолженность! - сокрушается Виктор Боднаревский, еще один дольщик. – Я платил за свой гараж три года, у меня даже справка есть, что больше я ничего компании не должен. Но теперь получается, что из-за ошибки бухгалтера нужно заплатить еще 55 миллионов рублей! По идее, ответственность за это должен нести тот, кто эти коэффициенты высчитывал. Я ведь их сам себе не считаю?! На сегодня этот гараж обошелся мне в 6,6  тысячи долларов. Конца и края этим поборам не видно.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Мы идем дальше по комплексу, чтобы отыскать гараж Николая Атрошкина. Как и другие дольщики, он мечтал поставить в нем свой автомобиль. Здесь темно и нет света, чтобы не упасть, нужно двигаться медленно и смотреть под ноги. По словам Николая, иногда тут ночуют бомжи.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Рядом с нашим комплексом есть гаражи кооператива "Глобус", - рассказывает Николай. – Их строила другая частная компания. Начали в 2002 году, закончили в 2005-м. По моим данным, гаражи там стоили столько же, как у нас, а материалов ушло даже больше.

"Гирство" вело строительство без проектно-сметной документации"

Дольщики судились с "Гирством" самостоятельно, их дела рассматривали в разных районах города, а решения принимали разные судьи. Только 10 из 150 дольщиков остались в выигрыше.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Дело в том, что у нас нет кооператива. Без него мы не можем судиться вместе, - объясняет Николай Атрошкин. - Мы согласны создать кооператив, но нужно, чтобы нам перед этим провели ревизию. Дали отчет о том, куда ушли наши деньги.

Одна из причин затяжного строительства, на которую ссылалось "Гирство", - реконструкция кольцевой дороги и якобы снос из-за этого гаражного комплекса. Дольщики в это не поверили и обратились в департамент "Белавтодор", где им выдали справку: при реконструкции кольцевой автомобильной дороги снос гаражного комплекса не предусматривался.

Руководство департамента "Белавтодор" подтвердило, что гаражный комплекс сносить не собирались

-  "Гирство" вело строительство гаражного комплекса без ПСД (проектно-сметной документации), хотя в нашей стране это запрещено, - уверен Николай Атрошкин. - Более того, все договоры составлены таким образом, что трактовать их можно по-разному. В инвестиционном договоре, который УКС Мингорисполкома заключило с "Гирство" еще в 1998 году, написано, что "Срок окончания строительства (ввода Объекта) будет определен ПСД после ее корректировки и утверждения Экспертизы". Но проблема в том, что проектно-сметной документации на гаражный комплекс нет до сих пор!

ЗАО "Гирство" строило гаражи без ПСД. Об этом сказано в письме Мингорисполкома на обращение дольщиков от 07.02.2006 № 18-04/09-236

Многие дольщики понимают, что вряд ли им удастся вернуть свои деньги. Сегодня одни хотят только одного:

- Освободите нас от жулика! - эмоционально говорит Николай Атрошкин. – Мы хотим сбросить его с нашей шеи. Он до сих пор не имеет ПСД. Непонятно, почему у компании не забирают лицензию. Непонятно, почему он выкачивает из нас деньги на протяжении многих лет. С ЗАО "Гирство" закон не действует. Логика не действует. Нормы права не действуют. Это зона вне досягаемости законов Республики Беларусь.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

REALTY.TUT.BY связались с Александром Кротом, директором компании ЗАО "Гирство", чтобы выслушать его позицию.

- Прокомментировать эту ситуацию я могу однозначно. Строительство не закончено, потому что дольщики не платят нам деньги. Они должны нам сегодня по суду 800 миллионов рублей, но не платят. И помимо суда они должны еще 7 миллиардов.

Разговор с Александром Кротом, к сожалению, оказался коротким. Директор компании-застройщика положил трубку, так и не прояснив, о каких 7 миллиардах рублей идет речь. Не знают о "своем" долге и дольщики.

… Историями о долгостроях, к сожалению, сейчас никого не удивишь. Конкретно в этой открытым остается один вопрос, который не дает дольщикам покоя уже 15 лет. Почему городские чиновники 15 лет закрывали глаза на беды людей и снова и снова отправляли их ходить по замкнутому кругу? А застройщик все это время продолжал работать, находил себе оправдания и давал новые обещания…

Комментарий в тему

Артем Лобко, начальник отдела городского хозяйства администрации Фрунзенского района Минска:

- Строительство гаражей неоднократно переносилось из-за недостатка финансовых средств у ЗАО "Гирство". Тех денег, которые они собрали у дольщиков, в конечном итоге не хватило для завершения всего строительства.

У "Гирство" была проектная документация на строительство самой коробки: стен, потолка с гаражным боксом. Не было на инженерные сети и благоустройство, но эти работы и не выполнялись. Тех документов, что были у компании, было достаточно, чтобы вести строительство коробки.

Последние 2,5 года мы еженедельно рассматривали вопрос по ЗАО "Гирство", у главы администрации Фрунзенского района на личных приемах, с приглашением самих дольщиков и руководства ЗАО "Гирство". Мы пытались помочь ЗАО "Гирство" в части подбора подрядной организации, предлагали "Строительный трест №4", который мог бы завершить все необходимые работы. Но вопрос в финансировании.

Что заставило директора ЗАО "Гирство" выдать людям справки о полном погашении стоимости с учетом того, что у него на тот момент еще не было второй части проектной документации на инженерные сети, сказать сложно. Люди на тот момент выплатили только стоимость самой коробки.

Сейчас для дольщиков было бы эффективно взять строительство в свои руки. На базе ЗАО "Гирство" есть гаражный кооператив - если включить в его состав дольщиков и передать кооперативу функции заказчика, вполне вероятно, что строительство гаражей может быть закончено. Но нужно понимать, без денег и дополнительных платежей со стороны дольщиков этого не случится.

Обманули людей или нет - это не вопрос компетентности Мингорисполкома. Сейчас вопрос о проведении проверки в отношении ЗАО "Гирство" рассматривается на уровне Генеральной прокуратуры.
 Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Другие новости